Дорогие друзья!

 

Моему оперному ребенку исполнился год. Ровно год назад я написала либретто для «Журналистки» и начала искать женщину-композитора. Не то чтобы у меня были амбиции делать вещи такого масштаба, скорее наоборот.

 

Не самая типичная увертюра

 

Я занимаюсь российским антифемицидным проектом, заношу в базу случаи тысячи убийств женщин, найденных по новостям и анализирую данные. Читаю и перевожу для сайта Московского женского музея иностранные исследования о способах искоренения фемицида. Хорошо помню день перед либретто, когда я думала о том, что в жизни наступило какое-то странное затишье, всё словно остановилось, из окружающего воздуха пропали все слова. И потом

 

Это не сон

 

мне приснился сон, мне приснилась опера — сразу на сцене, как фильм. Стихи были так настойчивы, что я включила ноутбук, хотя мне очень хотелось спать. Несколько часов пела все арии и хоры и записывала. Сразу сценами. На следующий день только ближе к вечеру вспомнила, что написала какое-то стихотворение. И увидела, что это десятки листов текста, с которым можно сделать беспрецедентный исторический проект. Я очень удивилась. Но нужно было показать либретто специалистам. От них я получила советы делать постановку.

 

Команда

 

Нужен был композитор. По теории вероятности в мире могла существовать хотя бы одна моя единомышленница. Женщина-музыкант, которая правда бы хотела остановить насилие и убийства, которая бы верила в силу искусства и свои собственные силы. И я написала пост в фэйсбук. С тех пор произошло очень много событий. Пришло так много откликов и поддержки, что опера стала коллективной. Появились не только композиторы, но и музыканты, певцы, дирижёры, режиссёры, продюсеры. Целый год я разговаривала с множеством новых людей и это было всё равно, что снова сесть на студенческую скамью. Среди собеседников нашлось не много людей, готовых выступить против насилия открыто, но почти все рады были поделиться своими знаниями.

 

Экстренное погружение

 

Не переставая делать свой аналитический проект по российскому фемициду (в января 2022 года отправлен новый доклад в ООН) я изучала музыкальное программирование, устройство хоров, работу оркестра, производственный процесс, объекты в музыке, электронную музыку, современную оперу, сценографию, историю женской музыки, ситуацию с правами женщинам в музыке, механизмы финансирования, продвижения, внутренние связи театрально-музыкального сообщества. Вы не представляете, какой это был водопад знаний, сколько готовых вещей пришлось прослушать и просмотреть.

 

Неожиданные статистические находки

 

Что больше всего удивило? Что в мире есть всего около 10 женских симфонических оркестров, в России — один. И это не воспринимается, как отсутствие среды для исследования женского метода и творчества без менсплейнинга. А менсплейнинг никуда не девается — мы же не в сказке живём. Цифры из книги «Невидимые женщины» Перес отрезвляют даже самого убежденного в достигнутом равноправии спорщика (умеющего читать). Да что далеко ходить, многие мужчины предлагали написать музыку и для нашей оперы, выступить в качестве музыканта («если нужно, платье надену»), соавтора либретто («но надо слегка поменять тему и не говорить о насилии») и, ни больше, ни меньше — возглавить наш проект («вам же нужно общее руководство») или… прекратить наш проект. Интересно, каким бы был женский вклад в нашу оперу, если бы ее писали, играли, ставили, смотрели и запрещали мужчины?

 

Неженская работа

 

Если вернуться к другим поразительным фактам из оркестровой ямы, некоторые музыкальные инструменты до сих пор нетипичны для женщин (духовые) и мужчин (арфа). До начала проекта мне казалось, что в области музыки неравенство в целом преодолено, так что пришлось расстаться с собственными заблуждениями. Оказалось, что только в каждый десятый концерт включены композиции женщин, а на остальных исполняют исключительно сочинения, написанные мужчинами. Лишь 5% композиций, избранных 100 знаменитыми мировыми оркестрами во время сезона 2020-2021 гг, написаны женщинами. Вы знаете, чем это заканчивается — когда твою музыку не играют, не покупают, когда ты играешь только под руководством мужчин и то, что выбирают мужчины? Притом, что усилий на образование и продвижение приходится затрачивать значительно больше — в том числе на доказательство такого уровня компетентности, которого не требуется от мужчин. Это мешает реализации и приводит к бедности. Женщины в музыке зарабатывают значительно меньше, и профессиональное образование и признание, даже победа на 100 конкурсах, для них не означает экономическую и творческую независимость. За красивыми фотографиями в социальных сетях может скрываться женская безработица, бесперспективность, зависимость, насилие и депрессия.

 

Цех

 

Начиная проект, я ожидала увидеть консервативную среду, замкнутых на профессии музыкантов. Оказалось что в борьбе с насилием и неравенством женщины музыки много прогрессивней и солидарней представительниц других цехов — например, женщин литературы, науки или даже политики. И в большинстве случаев очень интегрированы в мирвой творческий процесс. Много путешествуют, учатся в других странах, читают, изучают иностранную культуру, общаются с коллегами со всего мира, замечают тренды, готовы к смелым экспериментам. В высокой степени осознают дискриминацию и противостоят ей.

 

Музыка

 

Со этими знакомствами, разговорами, собраниями, решениями, формированием коллектива — меньше, чем за полгода мы написали музыку. Уже в сентябре 16 женщин-композиторов получили за оперу «Журналистка» специальный диплом на престижном Международном конкурсе композиторов и аранжировщиков имени И.Дунаевского. Также нас пригласили в будущем показать «Журналистку» на крупной международной женской конференции в Великобритании FiLiA.

 

Деньги

 

В ноябре незабываемого 2020 года мы решились на краудфандинг и за два месяца собрали 10% от заявленной суммы. Нас поддержали не словом, а деньгами — уже 68 человек. Поверьте, это много для новой культурно-политической концепции, понимание которой требует серьезного интеллектуального усилия. И особенно много для женского музыкального проекта против насилия в России. Из 68 человек, которые нас уже поддержали — только 7 мужчин. Самые крупные взносы (40 000+) сделали две женщины. Если бы каждый мужчина, который критиковал нас во время сбора денег, сделал хотя бы маленькое пожертвование, мы бы уже сделали премьеру. Это про реальные обстоятельства, в которых мы действуем, и про своевременность проекта.

 

Действуй

 

Друзья, скоро март. В марте во всем мире говорят о правах женщин, а в России такой традиции всё еще нет, люди продолжают отмечать 8-е марта по советским традициям. Но даже внутри традиции есть возможность этического выбора. Мы предлагаем в этом году современный подарок — вместо цветов, безделушек, шоколадок, вместо обманных слов — подарите женщинам право на жизнь без насилия. Выкупайте наши главные лоты — жизни для россиянок. Мы продлеваем наш краудфандинг на 100 дней и просим всех без исключения людей внести свой вклад в создание оперы, присоединиться к нам в роли скромного, а лучше нескромного мецената, попросить родных, друзей, знакомых также перевести деньги. Остался шаг до постановки, давайте сделаем его вместе.

 

Поделиться