12 января 2022 года, около 16:00 в среду, во время пробежки набережной Талламора была задушена 23-летняя Эшлинг Мерфи (Ashling Murphy), учительница начальных классов в Durrow National School , мультиинструменталистка и участница Национального фольклорного оркестра Ирландии. Она играла на концертине, скрипке, училась игре на волынке. Она обучала 28 первоклассников 6-7 лет, начала работать в марте 2021 года. Директор школы Джеймс Хоган рассказал местной газете, что школьное сообщество «опустошено, оцепенело».
Дорожка, по которой бежала Эшлинг, когда-то была названа в честь пропавшей без вести Фионы Пендер.
Известно, что Эшлинг Мерфи сопротивлялась и была еще жива, когда насильника спугнули две женщины. Они же вызвали полицию и врачей. Пострадавшую спасти не удалось.
Акции памяти Эшлинг начались по всей Ирландии. Этот фемицид был воспринят как национальная трагедия. Люди несут цветы к месту убийства, делают мемориалы в своих городах. Родители Эшли также участвуют в акциях памяти, отец, Рэй Мэрфи, играл её любимую песню и заплакал на последних словах «When You Were Sweet Sixteen».
Семья Эшли известна в мире музыки. В мемориалах принимает участие много музыкантов. Согласно заявлению ирландской полиции, семья Мерфи «благодарна и ошеломлена проявленной им национальной поддержкой».
National Women’s Council of Ireland (Национальный женский совет Ирландии) координировал мемориалы памяти в пятницу, 14 января. Они были назначены на 16:00, на время убийства. Люди вышли к правительственным зданиям в своих городах. Директор NWCI Orla O’Connor сказала: «Случай показывает, как сильно женщины ограничивают себя из-за страха и угрозы насилия. Убита молодая женщина, отправившаяся на пробежку в течение дня, когда ожидается, что ей ничего не угрожает».
Самая большая акция состоялась около Oireachtas, ирландского парламента в Дублине. Присутствовали ирдандский премьер-министр Micheál Martin: «Нация объединилась в солидарности и отвращении к произошедшему. Мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы искоренить это ужасное поведение в нашем обществе». Заместитель премьер-министра Leo Varadkar: «Неважно, кто она, неважно, где она находилась, неважно, какое было время суток, убийство ничем не оправдывается, это всегда преступно».
Министр юстиции Ирландии Helen McEntee опубликовала в твиттере фото с церемонии и сказала, что думает об Эшлинг и всех женщинах, которые являются и были жертвами насилия: «Мы должны объединиться, чтобы потребовать абсолютной нетерпимости к насилию в отношении женщин. Как министр юстиции я работаю над тем, чтобы у нас было общество, которое больше не потерпит этого». Мероприятия были в Белфасте, Лондондерри, Ньюри, Колрейне, Страбане и др. Всюду присутствовали местные политики и деятели культуры.
В Белфасте жители собралась у мэрии, возложили к мемориалу свечи и цветы. Играли исполнители традиционной ирландской музыки.
В Ньюри (Даун), толпы людей устроили митинг около городского собора. «Женщины должны иметь возможность чувствовать себя в безопасности каждый день и вести свою повседневную жизнь, свободную от женоненавистничества, насилия и жестокого обращения», — сказала одна из выступавших.
Президент Ирландии Майкл Д. Хиггинс сказал, что он разговаривал с семьей Мерфи в пятницу утром, чтобы выразить сочувствие от имени народа Ирландии: «Проявление горя в связи со смертью Эшлинг показывает, что убийство затронуло каждого»
Завтра состоятся мемориалы в Лондоне, Корке и других городах.
Чему мы можем научиться у ирландцев? Их солидарной реакции на национальную катастрофу, которой является любой фемицид. Участию в движении против фемицида политиков самого высокого уровня и самых известных деятелей культуры.
Так как целью нашего проекта является искоренение фемицида в России, давайте сравним ситуацию в Ирландии и России.
В ноябре 2021 года на сайте EIGE выложили целую пачку документов по фемициду в Европе, изучили ситуауцию с фемицидом и его подсчетом в каждой стране. В Ирландии проживает 2 470 198 женщин. В 2018 году коэффициент фемицида составил 0,4.
Из документа Measuring femicide in Ireland — сравнение коэффициента фемицида в Европейских странах. Видно, что дело плохо только в пост-советских. В странах с большим демократическим опытом у женщин уже есть право на жизнь.
От того, что уровень фемицида в Ирландии низок, каждая смерть не становится меньшей трагедией и реагировать надо на каждую — толерантность к фемициду должна быть нулевой, женщины неприкосновенны. Мы принимаем убийства в Ирландии также близко к сердцу, как и убийства в России. Но мы должны громко говорить за наших российских жертв фемицида. Потому что пока, в 2022 году, кроме нас о них не говорит никто.
*
В России уровень фемицида в некоторых регионах доходит до 12, а по стране только по новостям он 2,27 (2019). Ни известные политики, ни медийные феминистки, ни влиятельные деятели культуры не выступают в России против фемицида. Никто не решается использовать это понятие. «Домашнее» насилие выставляется как основная проблема, остальные жертвы и сама парадигма фемицида остаются в расфокусе. Это сильное — полувековое — отставание от мировой тенденции к маркировке и искоренению фемицида.
Власти России долго держали статистику фемицида и сам факт существования фемицида под замком. Но мы посчитали убитых женщин и выложили данные в открытый доступ. Мы нашли только треть убийств, но цифра всё равно в десять раз больше той, которую озвучивают власти. Мы разрушили фальшивую стену, которая скрывала от женщин правду.
Мы не Ирландия. Мы считаем, не десять, а тысячи убийств в год. Пожалуйста, подумайте о том, в каком тяжелом режиме работает femicid.net и помогайте деньгами. Даже маленькая сумма помогает нам действовать. Приходите волонтёрами. Россия на много сотен лет отстает от Ирландии в понимании ценности жизни женщин. Но если мы будем действовать вместе, мы можем переменить ситуацию, снизить уровень убийств в России.