19 января 2009 года в Москве были расстреляны антифашисты адвокат Станислав Маркелов и журналистка Анастасия Бабурова. Люди, которые хотели, чтобы Россия была правовой страной, свободной от ксенофобии. 19 января в России и в мире проходят акции памяти — антифашистские шествия, мемориалы, встречи.
Московский женский музей традиционно принимает участие в этих мемориальных событиях. В 2020 году мы выпустили издание о ведущей исследовательнице национализма и ксенофобии «Галина Кожевникова» — книгу, увековечивающую время, когда жили Стас и Настя. Многие российские антифашисты были вовлечены тогда в уличную войну с неонацизмом. Мы помним имена убитых. «Кожевникову» несли на питерском и московском антифашистских шествиях 19 января 2020 года. На презентации книги в Москве мы говорили о тяжелейшем вызове, с которым столкнулось целое поколение, наше поколение. О жертвах неонацизма.
Сегодня мы хотим рассказать ещё об одном проекте Московского женского музея, связанном с Анастасией Бабуровой.
Борьба с фемицидом (убийством женщин в целях упрочения патриархальной системы ценностей),
женская история (история гуманисток),
женский вклад в развитие гражданского общества (женщины-правозащитницы),
женский голос в борьбе за справедливость (женщины-журналистки)
— важные темы, которым посвящена опера «Журналистка».
Автор либретто — Любава Малышева. Музыку написали 16 женщин-композиторов: Наталия Медведовская, Ольга Харрис, Елизавета Саничева, Ольга Егорова, Ольга Власова, Мария Николаева, Мария Романова, Нина Синякова, Елена Седелева, Галина Альтман, Лизавета Лобан, Карина Пополова, Наталья Прокопенко, Анна Ветлугина, Жанна Габова (Джексембекова) и Валерия Кухта. Опера получила специальный диплом «Вызов времени» на конкурсе композиторов и аранжировщиков им. И.Дунаевского.
«Журналистка» — постановка о этике и сенсационализме, о возможностях влиянии медиа на общество. Молодая журналистка, оказавшись в «Редакции мечты», полагает, что ей предстоит работать ради истины, создавать справедливый мир и бороться за права человека. Главный редактор убеждает её, что это наивные взгляды, а в работе следует ориентироваться на шелест денег: «Истины нет, её не съешь на обед». Пиарщик, поддерживаемый патриархальными хорами (Сотрудники редакции, Соседи, Блогеры) и Фея сомнения, за которой следуют фиолетовые хоры (Первые журналистки, Жертвы фемицида, Феминистки) приводят аргументы в поддержку двух систем мировоззрения.
Миссия «Журналистки» — снизить уровень убийств женщин в России при помощи смены риторики медиа с фемицидной на антифемицидную. Речь о новой культурной парадигме. Уровень фемицида в России сейчас, в действующей культурной схеме, сопоставим с африканским и латиноамериканским. Идея о том, что медиа играют ключевую роль для решения проблемы фемицида в странах с парализованной юстицией пришла после трехлетнего исследования российских новостей о убийствах женщин и зарубежного опыта борьбы с фемицидом. Что нам предстоит сделать: передвинуть стрелку со времени «женщину можно убивать» на время «женщина неприкосновенна».
Метод, избранный творческим коллективом — опера — не случаен. Искусство продвигает социальные темы лучше всего, причём не в моменте, а навсегда. Опера — искусство синтетическое, использующее силу музыки, сценического действия, слова, а также мастерство театральных художников и современные технологические краски. Мы хотим направить все ресурсы, накопленные женщинами культуры для борьбы за право россиянок на жизнь, надеемся достучаться до каждого журналиста, убедить придерживаться этических кодексов в описании криминальных новостей.
Мы сознательно убрали из оперы конкретную политику и географию, оставили лишь одну идею: право на жизнь для женщин. Опера будет работать для прав женщин в любой стране мира.
Сегодня мы расскажем о прототипах ключевых женских персонажей оперы «Журналистка».
Произведение написано в год 85-летия Натальи Горбаневской и посвящается ей. Наталья Горбаневская воплотилась в двух героинях стразу. Первая из них — это Фея сомнения, волшебная спутница начинающей журналистки (вдохновение, совесть, память) впервые появляется на сцене в увертюре — исполняя арию на стихотворение Горбаневской «Мы были дети». Эскиз увертюры от создательницы музыки Наталии Медведовской:
О чем стихотворение Горбаневской? О том, как наивные люди попадают в «сети, ловушки и силки». И о том, что есть способы противостояния тьме. Хотя бы такие, как лампа или даже фонарик для чтения. Горбаневская — о том, что есть полдень, когда солнце истины светит ярче всего. Что важно занять своё маленькое место, на котором ты можешь защищать истину. Фея сомнения напоминает и про значимость литературного вклада Горбаневской.
Образ главной героини оперы, Журналистки — собирательный. Здесь мы снова видим прямую спину поэтки Натальи Горбаневской, которая была ПЕРВЫМ выпускающим редактором 10 номеров Хроники текущих событий, голосом народа во времена советской диктатуры. Горбаневская претерпела репрессии (3 года тюрьмы и карательной психиатрии) и покинула страну, оставаясь культурным, политическим, нравственным ориентиром для современников и потомков, высказываясь за права человека до последнего дня своей жизни.
Здесь непримиримость Анны Политковской, которая говорила правду про любого диктатора, убийцу, преступника, насильника. Была голосом простых людей во время войны, последней надеждой на справедливость для многих своих читателей. Политковская, как и Политковская — о правозащитной миссии этичной журналистики. Эту миссию после убийства Политковской унаследовали сотни людей, которые верят в силу честного слова.
Здесь время Анастасии Бабуровой. Нашей героине, Журналистке, 25 лет. Столько лет было Бабуровой, когда ее застрелили. Анастасия была анархисткой, экологом, антифашисткой, внештатным автором «Новой газеты». Так же, как и Политковская, стала жертвой политического фемицида. Сюжет, в который вовлечена главная героиня оперы, тематически отличается от сферы интересов Анастасии и Анны, да и редакция, в которой работали Политковская и Бабурова, не действует против истины. «Новая газета», а в месте с нею и все честные журналисты страны, мёртвые и живые, только что получили Нобелевскую премию мира.
Почему же именно Анастасия стала центральным прототипом для персонажа, который поставлен перед трудным этическим выбором в «Редакции мечты»?
Главная героиня оперы знает про достижения предыдущих поколений и следует голосу совести, который достался ей по наследству. Но непримиримый взгляд, которым она смотрит на окружающий мир — это взгляд Анастасии Бабуровой, взгляд нового поколения, которое осознает современные вызовы и знает, против чего дóлжно направить слово сейчас. Это противостоящее патриархальной парадигме поколение, для которого истина всё ещё существует. Истина, которую не уничтожишь циничными высказываниями, не завалишь лживой пропагандой, не застрелишь.
Пресс-релиз оперы Журналистка docx
Поддержать московскую постановку нашей оперы «Журналистка» можно здесь https://planeta.ru/campaigns/zhurnalistka