0. Наталия Медведовская

Наталия Медведовская (Нью-Йорк, США)  композитор и пианистка. Лауреат международных конкурсов, закончила Санкт-Петербургскую консерваторию. Она вошла в лучшую двадцатку радиоподкаста «Значимые женщины» с песней «Без тебя», записанной на Кэпитал Рекордс в Голливуде в 2014-м, в том же году представила оркестровый балет по сказке «Путешествие Нильса с дикими гусями». Яркая премьера 2017 года  оркестровая картина «На сквозняках эпохи». Произведения Медведовской исполняются оркестрами США и Европы. Наталия активно выступает с концертами в престижных залах Нью-Йорка, включая Карнеги Холл, Симфони Спэйс, Барджмьюзик, Опера Америка и Стэйнвэй Пиано Центр. New York Stringer Magazine охарактеризовал её игру как блестящую, отличающуюся ловкостью, с тонким контролем динамических оттенков.

Номера под фотографией композитора соответствуют номеру написанной для оперы «Журналистка» сцены.

Наталия Медведовская: Опера «Журналистка» создается в год 85-летнего юбилея Натальи Горбаневской. Опера, помимо разговора о правах женщин, — дань нашего уважения известной поэтке и правозащитнице, которая действовала по совести вопреки всему. Стихотворение Горбаневской «Мы были дети» легло в основу арии Феи сомнения, стало эпиграфом для всей нашей истории. 

1.1 Ольга Харрис

Ольга Харрис (Нашвилл, США), знаменитый композитори выдающийся педагог. Она преподает композицию в университете штата Теннесси. В творческом портфеле Ольги  три симфонии, два фортепианных концерта, концерт для тромбона, для трубы, симфоническая фантазия «Рождество», рапсодия «Джулия», три квартета, два трио, пять сонат для скрипки, виолончели, кларнета и флейты, две кантаты, пять вокальных циклов, песни и больше 600 пьес для фортепиано и других инструментов, музыка к мультфильмам. Харрис  участница множества фестивалей, в том числе Международного фестиваля женской музыки в Колумбусе (США), Фестиваля женщин-композиторов в Хартфорде  (США).

Ольга Харрис: В США многие композиторы вовлечены в социальные проекты. Произведения на важные для общества темы очень часто присылают на фестиваль Music by Women in Columbus Mississippi, который делает моя дочь, Юлия Мортякова. Я очень надеюсь, что наша опера приблизит время, когда в России будут законы, уберегающие женщин от унижения и насилия. 

1.2 Елизавета Саничева

Елизавета Саничева (Москва, Россия)  композитор, автор камерных, симфонических, оперных и электронных произведений, мультимедиа- и live-проектов, музыки к флеш-анимации, музыки для танца, а также театральной и киномузыки. Её музыку исполняют оркестры разных стран мира. Саничева  участница международных фестивалей, автор статей и эссе по вопросам музыкального искусства на русском и английском языках, постоянный участник международных конференций, автор книг «Опера в Нидерландах: Клаас де Врис» и «A Travel Diary or Du cote de chez Scriabin». Произведения Елизаветы Саничевой для бас-кларнета были выпущены издательским домом Alea Publishing в Вашингтоне. Интересуется проектами, объединяющими науку и искусство.

Елизавета Саничева: Для меня участие в постановке — это противостояние фемициду в России, а также возможность вести дискуссию о женщинах в истории музыки, о видимости женщин-композиторов и музыкантов в современном мире. Каждая из участниц оперы «Журналистка» получила пространство для самовыражения и полную свободу действий для того, чтобы максимально продемонстрировать творческий метод. Я постаралась привнести в наше произведение неоэкспрессионизм и нововенскую школу, которые во многом для меня пример и ориентир.

1.3 Ольга Егорова

Ольга Егорова (Москва, Россия) — ведущая мандолинистка России. Играет на струнных инструментах с детства, была стипендиатом детской Международной благотворительной программы «Новые Имена планеты». Окончила РАМ им. Гнесиных. Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов.  Вместе с гитаристом Романом Пальмовым играет в дуэте Duo RO. Возникнув в 2014 году, коллектив сразу стал лауреатом Всероссийского конкурса ансамблей pусских народных инструментов, выступал на крупных фестивалях в России и странах Европы. В списке музыкантов, с которыми сотрудничал «Duo RO», — кантри-группа «КукурузА», мандолинист Павел Хандлик, банджист Билл Эванс, группа «The Carpenter Ants», кантристы Кевин Уэлш и Джейс Эверетт (США). В опере «Журналистка» Ольга Егорова выступает в качестве композитора.

Ольга Егорова: Герои, переходя из сцены в сцену, попадают всякий раз в мир нового композитора, и у зрителя есть возможность увидеть одних и тех же героев в разном осмыслении. Каждый персонаж соотнесён с определенными инструментами. Так, например, мандолина соответствует образу главной героини в начале произведения, но для того, чтобы показать трансформацию образа используются также контрабас и туба.

1.4 Ольга Власова

Ольга Власова (Москва, Россия)  композитор, певица, дирижер. Удостоена международной стипендии имени Мичико Хираямы от фонда Шельси, присуждаемой выдающимся исполнителям в области современной вокальной музыки (Рим, 2018/2019). Лауреат различных конкурсов и фестивалей, в том числе дипломант Первого международного конкурса хоровых дирижеров им. Б.Г. Тевлина (2014). Руководитель музыкального направления театра «Практика» и музыкальный руководитель вокально-инструментального ансамбля InetActive. «Практика». Руководитель и участник вокального ансамбля.  Музыкальный руководитель спектаклей и опер-номинантов «Золотой маски».

Ольга Власова: Работая над своей сценой, я искала звуки, которые идеально отражали бы сущность жёлтой прессы. Я записывала звуки падающих монет, шуршание купюр, звон каретки печатной машинки, шаги бегущих за гонорарами, трещётки редакционных гремучих змей.

1.5 Мария Николаева

Мария Николаева (Новочеркасск, Россия)  композитор, студентка 5 курса Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, кафедра теории музыки и композиции. Лауреат и дипломант множества конкурсов и фестивалей ( «Одна восьмая», Международный конкурс молодых композиторов  им. С.С. Прокофьева, DONGRANDPIANO, «Современное звучание», «Партитура будущего», «Хоровая лаборатория XXI век»,  «Классика и современность»,  Межрегионального открытого конкурса по композиции им. А.Г. Шнитке и других). Участница концертного проекта «Музыка женщин-композиторов».

Мария Николаева: Моя сцена очень драматична, поскольку отражает переломный момент в душе главной героини.  Оказавшись на грани жизни и смерти, она стоит перед непростым выбором — следовать ли ей за голосом совести или покориться реальности. Именно поэтому в качестве основных тембров я выбрала мандолину и контрабас, которые подобно двум разным полюсам жизни ведут свой диалог-борьбу на фоне тревожной атмосферы струнных.

1.6 Мария Романова

Мария Романова (Россия, Москва)  дирижер и композитор оперы «Журналистка». Исследователь истории женщин-дирижеров и композиторов. Лауреат российских и международных конкурсов по композиции и по дирижированию. Приглашенный член жюри Cittа di Fasano, Cittа di Crispiano, Cittа di Ostuni, M. Ravel composers contest, международного конкурса им. Р. Глиэра в Москве. Работала с миланскими оркестрами им. Дж. Верди и I pomeriggi musicali, филармоническим оркестром города Пьяченца, генуэзским оркестром Консерватории им. Н. Паганини, туринским оркестром Консерватории им. Дж. Верди, московскими Студией Новой Музыки, оперно-симфонической лабораторией МГИК, камерным струнным оркестром под руководством О. Г. Свистунова, Львовским камерным оркестром Academy  и др.

Мария Романова: Что для меня особенно важно в нашем оперном проекте? Его новизна и экспериментальность, постановок на подобную тему и со стопроцентно женским составом в мире не бывало. Это женский проект о женщинах и для женщин, большая редкость на российской сцене. У меня двойная функция в постановке — создателя музыкальной сцены как композитора и создателя общей  музыкальной образности как дирижёра. Проект привлекает тем, что несмотря на очень разную стилистику, нас всех объединяет общая тема — насилие над женщинами недопустимо. Думаю, что это произведение только таким и может быть — женским, коллективным. Надеюсь, нам удалось соединить разное — то, что без этой идеи не соединяется. В этом уникальность проекта.

1.7 Нина Синякова

Нина Синякова (США, Филадельфия)  композитор и пианистка. Закончила Санкт-Петербургскую консерваторию. Обладатель множества профессиональных наград, в частности, победитель Всероссийского конкурса симфонической музыки им. А. Петрова (2018), победитель конкурса Нью-Йоркского хора «Мелодия» и стипендиат программы Exploring the Metropolis (Нью-Йорк). Сочинения Нины Синяковой исполняются в странах Европы, в США и Японии. Её музыка звучала на сценах Карнеги Холла и Симфони Спейс в Нью-Йорке и на многих других площадках с мировой известностью. Работает в самых разных жанрах, от серьёзной симфонической музыки до сочинений в джазовом духе, музыки для детей и драматического театра. Наиболее известные сочинения  симфония «Непришедший», Концерт для арфы и пятнадцати струнных, «Странник» для симфонического оркестра. Много концертирует, сотрудничает с компаниями и университетами США, включая Нью-Йорк Сити Балет, Американский Балетный Театр, Джулиардскую школу, Пенсильвания балет.

Нина Синякова: Для меня важен высокий профессионализм участниц проекта. С одной стороны мы боремся за права женщин, но с другой — понимаем, что для того, чтобы проект повлиял на реальную жизнь, мы должны были написать такую музыку, которая меняет мир.

1.8 Елена Седелева

Елена Седелева (Гренобль, Франция)  композитор, профессор музыки, хормейстер и музыкальный руководитель нескольких хоровых коллективов, автор музыки к спектаклям «20 минут с Ангелом»«7 Принцесс»«Стакан воды», опере «Сёстры». Пишет камерную, симфоническую и вокальную музыку. Серия записей её симфонической и камерной музыки под управлением Franсois Rousselot сделана Симфоническим оркестром Будапешта.

Елена Седелева: «Журналистка» — это социальная опера. Надеюсь, что она будет способствовать улучшению ситуации с правами женщин в России и в других странах, где её будут ставить. Ошибочно считается, что фемицид — это где-то далеко, в Латинской Америке, в Испании, во Франции — раз в этих странах так много говорят о фемициде. На самом деле, если есть общественная дискуссия — это уже процесс искоренения насилия. Надо говорить про фемицид всеми доступными способами. Мы говорим нашей музыкой.

2.1 и 2.8 Галина Альтман

Галина Альтман (Москва, Россия)  композитор, пианистка, педагог, гуманист, тренер творческих состояний, арт-психолог, блогер, журналист, клипмейкер. Выпускница Berklee College of Music, представительница стиля неоклассики, минимализма, экоэлектроники и даунтемпингового эмбиента. Пишет музыку для кино, театра и современных инсталляций. Ведёт популярный блог в инстаграм. Автор учебников, книг и подкастов о музыке и музыкальной психологии. Основательница первой в России онлайн школы музыки «АльтАкадемия». Член Международной общественно-культурной ассоциации Nostro Mondo – il Dialogo delle Culture.  Феминистка. Записывает подкасты «Кекс с Галиной Альтман» — интервью с представительницами творческих профессий об их жизни и творчестве, чтобы показывать новые ролевые модели для женщин.

Галина Альтман: Современный художник не может игнорировать окружающий мир и его проблемы. Важно поддерживать идеи феминизма, участвовать в фемпроектах и коллаборациях с брендами и деятелями искусства на темы гуманизма и роли женщины в истории и современности. Для меня опера «Журналистка» — прежде всего феминистский проект. Что касается творческого решения, мне досталась ответственная задача — первая и последняя сцены второго акта. Продолжить рассказ, начатый в первом действии, вернуть зрителя в со-действие, соучастие и, позже, встретить вместе с ним драматическую финальную сцену, написать ту мелодию, которая сопровождает развязку.

2.2 Елизавета Лобан

Лизавета Лобан (Беларусь, Минск)  композитор, лидер минской группы МГММ МолОт, преподаватель композиторских дисциплин в Молодечненском государственном музыкальном колледже им. М.К. Огинского. Лауреат международных и республиканских конкурсов Hearing Orpheus Today, Carl Orf Competition, Республиканский конкурс хоровых произведений для детей и юношества, Республиканский конкурс им. Юрия Семеняко. Участница международных композиторских академий, фестивалей и проектов (ComposerPlus Summer Academy (2018, Литва), Sprava (2018, Беларусь), Вераснёвая ноч (2018, Беларусь).

Лизавета Лобан: Я создавала переломный эпизод о внутренней борьбе главной героини. Тема этического выбора очень важна, не меньше, чем возможность творческого выбора. В женских коллективах, таких, как наш оперный коллектив, работать легче — без иерархии, конкуренции, мейнсплейнинга. Важно получить свободное пространство сцены, возможность делать в музыке то, что ты хочешь. Мы не старались превзойти или победить кого-то, создавая нашу музыку, но делали общее произведение.

2.3 Карина Пополова

Карина Пополова (Москва, Россия)  композитор и концертмейстер оперы «Журналистка». Вокалист, аранжировщик, концертмейстер, музыкальный редактор, актриса, преподаватель эстрадного вокала, сольфеджио и фортепиано. Работала в Театре Старинной Музыки МГУ, в Коллегии старинной музыки Московской консерватории, в ансамбле фолк-музыки «Lads and Ladies». Писала музыку к спектаклям по произведениям А.П. Чехова для Детского Музыкально-драматического Театра «На Раушской». Концертмейстер в театре «Мир Искусства». Пишет вокальную (на стихи Цветаевой, Пушкина, Бернса и др.) и инструментальную музыку.

Карина Пополова: В нашей опере много новаторских решений. Нам удалось включить в постановку несколько динамических и трогательных сцен: Всемирный гимн против фемицида, который женские демонстрации исполняли в тысячах городов, и перформанс с отрезанием кос-традиций, который Айдай Токоева делала на бишкекском митинге 8 марта 2021 года. Моя сцена — это голоса протеста и противостоящие им патриархальные голоса. Она наполнена идеями-мотивами, которые звучат сейчас по всему миру.

2.4 Наталья Прокопенко

Наталья Прокопенко  (Москва, Россия)  композитор, лауреат конкурсов (Первого Всероссийского конкурса композиторов YouTube (2010),  IV Международного молодежного композиторского конкурса «Шаг влево» (2011), VII международного конкурса молодых композиторов им. П. Юргенсона  (I премия, 2013). Участница международных курсов и фестивалей в Фонтенбло, Виго, Граце, Дармштадте, Клигентале и др. Музыка исполнялась российскими и зарубежными ансамблями и оркестрами.

Наталья Прокопенко: Моя сцена показывает изнанку работы редакции. Сюжетно она довольно простая, фантазийная, есть только две стороны — добро и зло. В жизни так не бывает. Или бывает? 

2.5 Анна Ветлугина

Анна Ветлугина (Москва, Россия) — композитор, певица, писатель, публицист, сценарист, титулярный органист кафедрального католического Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве. Автор большого количества духовной и литургической музыки, пишет оперы и музыкальные спектакли, произведения для народного оркестра, театра, кино и песни. Играет в дуэте Artbene, исполняющем органные переложения рока, симфонической классики и авторских произведений. Постоянный автор серии «Жизнь замечательных людей». Лауреат литературных премии: имени Н. Я. Данилевского, «Хронограф» и «Карамзинский крест». Награждена медалью «За заслуги в культуре и искусстве». Читала авторский курс литургической импровизации в Schola Artis Spiritualis.

Анна Ветлугина: В моей сцене есть партия для органа, как связь с миром духовным. Музыка погружает слушателя в размышления о том, как важно делать правильный выбор.

2.6 Жанна Габова

Жанна Габова (Джексенбекова) (Москва, Россия) — композитор, пианистка, ведущая концертов, лауреат международных конкурсов и фестивалей. Автор камерной, симфонической, вокально-хоровой музыки и музыки для детей. Член жюри Международного конкурса гимнов (2017), член жюри и организатор Международного музыкального конкурса им. Р.М. Глиера и многих других конкурсов.

Жанна Габова: Мне досталась довольно большая сцена, в которой драматично переплетаются  три хора: Женский хор, Хор блогеров и Хор социологов. Для каждого блогера я придумала небольшой музыкальный образ, ориентируясь на прототипы: песенка-марш, песня-речитатив, песня-репортаж, песня-тост, песня-слово. Я выбрала Хор блогеров в качестве соединительного музыкального материала для всего шестого действия, превратив их «проход» в  рефрен. Женский хор начинает шестое действие второго акта  и несет в себе эмоциональный заряд: от печали, скорби и боли к уверенности и решимости. Заканчивает шестое действие Хор социологов — некое резюме, научное, но человечное: опора на чёткий,  внятный музыкальный язык с ясной гармонией, но с разной фактурой, «образ счастья, но с часами». В тексте просматривается  панорама общественных взглядов: какое место в современном мире популярные блогеры отводят женщине, какие стереотипы они транслируют. Я считаю, что это важные персонажи — ведь не только большие медиа оказывают влияние на мнения людей, ютуб- и инстаграм-инфлюенсеры подчас более влиятельны. И современные технологии способствуют не только прогрессу, но и распространению самых консервативных взглядов.

2.7 Валерия Кухта

Валерия Кухта (Санкт-Петербург, Россия)  композитор, педагог, аспирант Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, лауреат всероссийских и международных конкурсов по композиции, член жюри музыкальных фестивалей-конкурсов «Музыкантофф» и «UMS-competition», автор более 30 хоровых сочинений, в том числе для детей, автор нотного сборника «Озорные песенки» для детского хора (издательство «Планета музыки»). Изучает исполнительство на нетрадиционных для музыки предметах  «объектах» (работа над диссертацией «Музыкальные объекты в композиторской практике конца XX  начала XXI веков»).  Работает над проектами, направленными на преодоление академических стереотипов музыкального исполнительства в сфере детского музыкального образования (циклы авторских мастер-классов «Хоровые игры»; «Объекты в музыке»).

Валерия Кухта: «Журналистка» — мой первый опыт, связанный с жанром оперы. Работа над ним стала для меня весёлым музыкальным квестом. Совершенно пленили образы отрицательных персонажей — блогеров, будто списанных из жизни, со всей их нелепостью, напыщенностью, глупыми высказываниями и подчеркнутой неискренностью. Я постаралась все это максимально ярко передать в своей музыке, намеренно использовав большой инструментальный состав, классическую оркестровку, стилизацию под Моцарта, а также псевдоцитату из русской поп-музыки 90-х.

Поддержать проект можно так:

https://planeta.ru/campaigns/zhurnalistka/
PayPal david.m.abrams@gmail.com
https://www.instagram.com/opera_the_journalist/
контакт: femicid.net@gmail.com

Любава Малышева рассказывает про историю создания оперы “Журналистка”

Ольга Егорова: Ты должен быть лучше своих родителей или учителей

Поделиться