C 1 по 8 мая 2021 года в Краснодарском крае в Шепси проходила музыкальная мастерская «Форте», в рамах которой я решила организовать мастер-класс по оперно-симфоническому дирижированию. Была одна активная участница, которая решила заняться дирижированием — Елизавета Бузыкина, тринадцати лет. Ранее она никогда не дирижировала.
Женские мастер-классы по оперно-симфоническому дирижированию давно проводятся в Америке, Австралии и Европе такими женщинами-дирижерами как Марин Элсоп, Джоан Фалетта, Барбара Ханниган, Клер Жибо, Элис Фарнем, Сара Иоаннидис. Надеюсь, что мне удалось заложить начало этой традиции в России.
В своей работе я стараюсь продолжать традиции Вероники Дударовой. Моими учителями были последователи её дирижерской школы И. Штегман и Ю. Ткаченко.
Больше о мастер-классе: я рассказывала про инструменты оркестра, основы формы, гармонии, полифонии, музыковедение, планирование репетиции, тактику работы с оркестром, дирижерские техники, постановку дирижерского аппарата (работу над основными дирижерскими схемами, показами вступлений, снятиями, штрихами и нюансами, динамическими оттенками).
На практическом занятии мы изучали работу над произведением — анализ формы, гармонию, фактуру, инструментовку, художественный замысел, дирижерские схемы, сетку, рисунок. Елизавета Бузыкина дирижировала оркестром. Музыканты также были юного возраста. Во время репетиции оркестр исполнил арию Альмирены из оперы «Ринальдо» Г. Ф. Генделя. Этому предшествовала неделя подготовки. Ария Альмирены — довольно сложная по содержанию ария.
Елизавете предстоит длинный путь в дирижерскую профессию — сначала будет учеба в музыкальном колледже на хорового дирижёра.
Оркестровое дирижирование на сегодняшний день преподается только на уровне консерватории или института, на факультетах оперно-симфонического дирижирования.
Я решила задать Елизавете Бузыкиной несколько вопросов:
— Елизавета, расскажите, пожалуйста, нашим читательницам о своём участии в мастер-классе.
— Мне понравилось дирижировать оркестром. Музыканты играли, глядя на движения моей дирижерской палочки. Благодаря этому выходило играть слаженно.
— Было ли страшно?
— Я волновалась и радовалась. Боялась сделать что-нибудь не так. Казалось, что если собьюсь, то оркестр развалится на кусочки. Музыка была словно в моих руках, а точнее на конце моей палочки.
— Почему вы решили стать дирижером оркестра?
— Это позволяет передавать зрителям музыку так, как я её вижу. Сделать оттенки, задать темп по-своему, показать, как я – именно я – вижу и слышу конкретное сочинение композитора. Я начала мечтать о дирижировании с 3-го класса музыкальной школы. После того, как побывала на концерте в Доме музыки и мне очень понравился 3-й концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром. Мне очень захотелось встать за пульт дирижера и дирижировать самой.
От себя, как от преподавателя мастер-класса, могу добавить, что я изучала разные техники дирижирования в России, Италии, Германии. Всегда училась у дирижёров-мужчин. Мне ни разу не довелось учиться у дирижера-женщины.
Времена меняются. Теперь многим понятно, что обучение у дирижера-женщины, особенно в самом начале дирижерского пути исключительно важно для женщин-дирижеров. Это влияет на будущий метод работы, помогает избежать недопонимания и разногласий, связанных с гендерными различиями.
Мария Романова