7 октября 2021 года, в день убийства Анны Политковской, Московский женский музей и Открытое пространство проводили вечер памяти Анны Политковской. Сначала презентовали новую детскую книгу про Анну Политковскую (5 экземпляров продаётся здесь), затем смотрели фильм «Политковские чтения 2021». Здесь мы расскажем, как проходила презентация книги, про чтения есть отдельный материал. Было около 20 зрителей и у нас раскупили или унесли — кто по одной, кто пачками все книги. Также мы передали книги в «Новую газету» — участницам Политковских чтений.
СКАЧАТЬ ВСЮ СЕРИЮ КНИГ ЖЕНСКАЯ ИСТОРИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Пока гости собирались, слушали посвященные Анне Политковской Пастушью песню Нателлы Болтянской , Anna’s Song Лоррейн Джордан, финскую “На пороге новой эры” (в нашей детской книге про Анну есть новый перевод части этой песни).
Ведущая вечера Ангелина Мошева рассказывала о книжной серии Женская история для детей, зачитывала список людей, которые участвовали в проекте на протяжении 5 лет. Затем она сказала, что книга про Анну Политковскую — завершающая в серии, в которой также вышли сказочные биографии художницы и политзаключенной Евфросинии Керсновской (2017), «Наталья Горбаневская» (2018), «Папуша» (10.12.2019), «Галина Кожевникова», «Нина Искренко» (2020). Все события, связанные с этими книгами, задокументированы здесь: Женская история для детей
Филолог, эксперт по женской литературе и создательница ютуб-канала #ЖенскаяКнижнаяПолка Татьяна Пушкарёва рассказывала, зачем нужна женская литература:
«Добрый день! С вами Татьяна Пушкарёва и моя Женская книжная полка. С марта я говорю эти слова еженедельно, когда записываю ролики для одноимённого видеопроекта Московского женского музея. Их уже около тридцати. В своих видео я рассказываю о книгах, созданных женщинами. Зачем? Ответ прост: чтобы сделать видимым участие женщин в литературе.
Есть обывательское мнение, что среди великих художников, композиторов, писателей прошлого не было женщин. И что сейчас их тоже практически нет. Это суждение вызревает ещё на школьной скамье. В школьную программу включены произведения более 60 писателей. И только три имени в этом списке — женские. Анна Ахматова, Марина Цветаева и Ольга Берггольц. При этом о женщинах-прозаиках не говорится вообще. Если школьницы и школьники после выпускного звонка не свяжут свою жизнь с какими-то гуманитарными науками, то они навсегда останутся с убеждением, что история литературы, мир идей и гуманитарных достижений принадлежит мужчинам.
Но даже при другом развитии событий может получиться так, что человек останется с ложными представлении о месте женщин в литературе и культуре. Потому что на большинство литературных премий выдвигаются мужчины, они чаще публикуются в литературных журналах и получают более объективную критику.
Я вижу задачу своего проекта просветительской и популяризаторской. Я хочу, чтобы в публичных пространствах больше и чаще говорили о книгах, написанных женщинами, чтобы они были замечены и признаны. Женские книги представляют взгляд половины человечества на мир и его проблемы. И это совершенно другие проблемы, отличные от мужских. И взгляд, как вы понимаете, тоже особый. Поучительна в этом отношении книга Кэролайн Перес “Невидимые женщины”, всем рекомендую её прочитать. Кроме того, литература — кузница ролевых моделей. Женщинам и девочкам необходимо получать честные, полноценные описания разнообразного жизненного опыта, активных героинь, мира, который нуждается в женском присутствии и действии.
Также мне кажется важным понимать и обдумывать, что такое “женская литература” и “женское письмо”. Почему долгое время книги, написанные женщинами, считались литературой второсортной, второстепенной. Как складывались практики считать темы и проблемы, интересующие женщин, неважными, недостойными внимания.
Но более интересно и полезно понять, как переломить эту тенденцию. Что можно делать в этом направлении?
Во-первых, читать книги, созданные женщинами, и поддерживать современных писательниц и поэтесс. У многих из вас вероятно есть подруги или родственницы, которые пишут или хотят писать, но не решаются. Часто у них не хватает для этого элементарной поддержки. Поддержка может быть самой разнообразной: подписка на соцсети, перевод средств на различных платформах типа patreon.com, помощь в краудах, можно просто при прочих равных выбрать в магазине книгу, написанную женщиной — я уверена, что нужная женская книга найдётся в любой области и по любой теме.
Во-вторых, изучать настоящую историю литературы без лакун и пробелов на месте женских имён. Это не всегда просто, но возможно, особенно в наши дни, когда оцифровываются и всё более доступными становятся хранилища библиотек по всему миру.
В-третьих, писать самим, не считая, что ваши мысли или чувства незначительны и неинтересны.
Я постараюсь расширить свой проект за счёт как раз исторической перспективы, буду иногда рассказывать о писательницах и поэтессах прошлого, которые незаслуженного остались в тени. Плюс я хочу прочитать хотя бы по одной книге всех Нобелевских лауреаток по литературе и рассказать о них. Как бы ни была одиозна Нобелевская премия, но частый аргумент в спорах и разговорах: да назови мне хоть одну женщину, которая получила Нобеля. Сейчас это стало проще сделать. За 20 лет нынешнего века премию получили 7 женщин, среди них и Светлана Алексиевич, и Ольга Токарчук, и Элис Манро, в прошлом году наградили американскую поэтессу Луизу Глюк. Я не поленилась посчитать: за весь XX век Нобелевскую премию вручили только 9 женщинам.
Если вам интересно больше узнать о женской литературе, чем она отличается от мужской и что мне в ней нравится — подписывайтесь на канал. Я могла бы говорить ещё долго, но считаю, что умение вовремя остановить свои речи — лучшее умение в человеке. Призываю вас читать, писать, быть смелыми и решительными на путях поиска истины, как Анна Политковская, в память о которой мы сегодня собрались.
Художница Татьяна Зеленская и автор текста Любава Малышева рассказывали о новой книге.
Татьяна Зеленская: «Книга Анна Политковская — хотела ее показать, потому что она буквально позавчера ко мне в Бишкек прилетела. Очень рада, что успела. И вот эти две книги — я еще в рамках этого же проекта делала Галину Кожевникову. Галина Кожевникова показалась мне очень естественной — в смысле, что именно мне она досталась. Потому что я сама из Средней Азии, а Галина занималась как раз националистами. Мне было очень легко и приятно работать над этой книгой. А когда зашла речь о Политковской — помимо того, что всё равно присутствует… немного страшно по поводу текста, и вообще было страшно потому что Политковская кажется чем-то таким слишком серьёзным. Я помню, первый раз столкнулась с ней — слушала её аудио на НГ, по-моему, и для меня это прямо такой человек, не знаю, до которого немножко надо дорасти. Но всё-таки я взялась за работу над книгой об Анне. И так как это всё-таки художественная литература, я не занималась каким-то таким документальным исследованием, у меня был текст, в рамках которого можно было работать, и при этом добавить туда субъективного ощущения человека. Для меня, например, Галина Кожевникова — она такая мягкая и жёлтая, а Анна — она как-будто из серебра сделанная. Тонкая, контрастная.
И эта тема какого-то невероятного благородства и тема борьбы света и тьмы. Поэтому в иллюстрациях я… Ну, они получились у меня довольно тёмные. И на фоне темного мне хотелось показать вот такую светящуюся, тонкую, звонкую фигуру Анны. Ещё у неё даже её внешность она очень классно подходит для иллюстрации, для того, чтобы превращать её в персонажа. Потому что она сама по себе даже внешне выразительна. Если бы я её придумала, мне бы сказали, что это чересчур. Вот эти большие глаза, такая нарочито интеллигентная, вся тонкая. На контрасте ее образа интеллектуалки и этого мрака и черноты вокруг. Мне было приятно работать в том плане, что мне была дана почти полная свобода, почти никакой критики я не получила. В этом смысле у меня, конечно, до сих пор такое ощущение ответственности. И я переживаю, насколько я имела право трогать тему Анны. Хотя я понимаю, что, нет, я имею право, и вообще это всё очень правильно и хорошо — то, чем мы занимаемся. Но мне всё равно немножко не верится, что я сделала иллюстрации к этой книге…»
Любава Малышева: «…В Московском женском музее есть несколько параллельных проектов, которые сегодня соединяются в одну картинку. Это женский исторический проект о том что важно сохранять женскую историю. Это Женская журналистика (выставка лепорелло сегодня есть в ОП) – это о том, что у женщин, как людей с отличными от мужских возможностями, приоритетами и проблемами другая журналистика. Это женская история для детей – о том что детям нужны непатриархальные ценности и ролевые модели. Это наш музыкальный проект, опера «Журналистка» – о том, что важнее истина или сенсация. Это антифемицидный проект – о том что ни фемицид, ни политический фемицид не являются современной нормой. Все эти линии, которые мы начали в 2012 году сходятся в одной точке сегодня,
Мы изначально задумали, что в серии Женская история для детей будет 6 книг. Книгу про Политковскую сделать было труднее всего. Так как она про убийство журналистки и про войну, которая началась и не заканчивается. Это эмоционально тяжелая тема для разговора с детьми. В каждой книге нашей серии есть волшебное животное, которое помогает детям лучше понять главную героиню. В книге про Горбаневскую это Улитка совести, в книге про Кожевникову — мудрая сова. У Евфросинии Керсновской есть Птичка Свободы, У Папуши – Лисица-Независимость. У Нины Искренко – черная овечка, то есть непохожая на остальных. Альтер-эго Политковской — волшебная собака. Бескорыстное служение истине. В отличие от других животных волшебная собака бродит между мирами, она ненадолго воплощается в живой собаке, о которой заботится Анна. Что еще про книгу… В книге упомянуты другие и важные правозащитницы — Людмила Алексеева, Светлана Алексиевич, Наталья Естемирова, Марьяна Кацарова. Эта книга надеется, что ребенок будет задавать родителям вопросы и они смогут ответить. Мы считаем, что важно говорить с детьми на любые темы, даже на такие сложные…» Любава Малышева рассказала, что во время Женской исторической ночи часто переименовывают улицы в честь Политковской.
Затем показали карту, автор которой неизвестен — Места памяти Анны Политковской.
Говорили о связи Натальи Горбаневской и Анны Политковской. Политковская писала о Горбаневской в статье “Каратели: от ответственности полковника Буданова освобождеет тот же врач, который сажал в психушки диссидентов”. «25 августа 1968 года на Красной площади в Москве состоялась знаменитая «молчаливая демонстрация семи». Тогда семь человек, среди которых была и Наталья Горбаневская, сели на парапет у Лобного места и развернули плакаты («За нашу и вашу свободу!», «Позор оккупантам!» и пр.), протестуя против вторжения советских войск в Чехословакию. Демонстрация длилась минуты, все семеро были схвачены сотрудниками КГБ в штатском, патрулировавшими Красную площадь. По суду впоследствии двое получили лагеря, один — психбольницу, трое – ссылку, а Горбаневскую сначала отпустили, поскольку у нее был грудной младенец, арестовав позже, 24 декабря 1969 г., в связи с тем, что она так и не прекратила правозащитную деятельность. Именно в 69-м году, тридцать с лишним лет назад, в связи с делом Горбаневской впервые просматривается след доктора Печерниковой в жизни страны: она была тем врачом, которая по представлению КГБ допрашивала Горбаневскую в Институте им. Сербского и вынесла ей требуемый медицинский вердикт: шизофрения, социально опасна, подлежит бессрочному принудительному лечению в психбольнице специального типа…» Наталья Горбаневская вела в своем жж хронику мемориальных событий после смерти Анны.
Смотрели интервью, которое 5 октября 2006 года Анна Политковская дала интервью телеканалу RTVi — за 2 дня до того, как была застрелена в подъезде своего дома.
По российским законам срок давности за убийство сегодня истек. Но убийство Политковской было политическим фемицидом, преступлением против человечества — срок давности за такое не истекает никогда.
В зале располагалась выставка-лепорелло Первая журналистка и выставка изданий Московского женского музея. Также мы смогли показать в этот день книги Анны Политковской, в том числе прижизненные “Putin’s Russia” (2004), “Вторая чеченская” (2002) и посмертные “За что” (2007), “Ruský deník” (2007), а также книгу “Anna Politkowskaja, Chronik eines angekündigten Mordes”, которую в 2007 году написал Norbert Schreiber. Все эти книги предоставил Мемориал (№40 в вики-списке иностранных агентов-НКО).
После презентации книги были #политковские_чтения, о которых сделан отдельный репортаж.
Вечер помогали проводить Ольга Алексеева, Мария Шукалович, Екатерина Храменкова, Савва Карпов. Фото: Ольга Алексеева, Виктор Данильченко, Мария Вакуленко. Помощь в подготовке вечера: Сергей Конаев, Константин Львов.
Статьи о мероприятии:
Елизавета Королькова «Она будто из серебра сделана». В Москве представили детскую книгу про Анну Политковскую
Екатерина Храменкова Памяти Анны Политковской
Фото Екатерины Храменковой из этой статьи:
Ещё фото: