Узнать больше про IAWM

31 августа 2021 года в австрийском Frauenmuseum Hittisau началась Международная конференция Интернациональной ассоциации женских музеев (IAWM), объединенная с интернациональным проектом Евросоюза «Creative Europe Birth Cultures» и 20-летием с момента основания самого Женского музея Австрии. Приготовьтесь к тому, чтобы провести целых 4 дня с директорами ведущих женских музеев мира. Это будет интенсивная работа! Очень много информации! Совершенно необыкновенные и очень похожие в своем стремлении сделать Женский музей женщины. Сегодня, в этих стремительных мемуарах, будет отражен лишь только первый день их встречи:)

В холле музея располагалась программа первого дня, прочитаем вместе:

Отдельный пост про афганские вышивки “Слушай женские голоса»

Заседание начнётся в час, значит, у нас с вами есть немного времени осмотреться. В холле располагается выставка вышивок афганских женщин.

Слушай женские голоса” – часть проекта, который немецкая художница французского происхождения Паскаль Голденберг и её афганские подруги делали в 2005-2013 годах. Экспонаты были привезены коллективом Габи Франгер из фюртского, ориентированного на текстильные экспонаты, женского музея. Это были пацифистские и феминистские вышивки афганских женщин из деревни Langhmani в 70 км от Кабула, вышивки о перенесенных во время военного конфликта страданиях. В этой деревне жили преимущественно таджикские и пуштунские семьи, родственники вышивальщиц были убиты талибами. Художница многократно ездила в Афганистан и пробовала улучшить положение деревенских семей. В ее проекте было около 200 женщин, в Хиттизау мы видели лишь часть работ. Паскаль привозила в Афганистан нитки, увозила в Европу произведения искусства и никак не ограничивала творческую свободу вышивальщиц. Квадратные вышивки размером 8×8 см продавались в Европе, чтобы поддержать афганок финансово. Вышивки всё время были рядом с участницами съезда в 2021 году. Вышивки задавали вопрос: “Что стало с нашими создательницами, где они сейчас?” Не позволяли забыть, что Афганистан утратил свободу и погрузился в патриархат. Что в то же самое время, когда представительницы разных женских музеев мира встретились в стране, относительно благополучной для женщин, афганки оказались в абсолютно бесправном состоянии. Вышивки напоминали, как важно бороться за права, когда это возможно.

Теперь у нас есть время, чтобы быстренько осмотреть основную экспозицию музея — выставку Birth Cultures. Создательницы выставки утверждают, что подробная экскурсия могла бы занять более 7 часов. У нас же с вами есть возможность посмотреть на изображения экспонатов. Вот три галереи:

Выставка Birth Cultures – Часть 1 Пространство для родов, анатомическое многообразие, коллекция названий матки, модели для изучения родов, накладной живот, стул для родов и многое другое. Выставка Birth Cultures – Часть 2 Карта распространённости кесаревых сечений в мире, перформанс «Секс как роды», духи с запахом материнского молока, эволюция щипцов, музыка родов.
Выставка Birth Cultures – Часть 3 Шприцы для внутриутробного крещения, нацистские награды для репродуктивной фабрики, восковые модели для тренировки обрезания — и другие формы репродуктивного контроля.
Подробнее про Мыльную Венеру

Все эти потрясающие экспонаты находятся на втором этаже музея. Пока мы с вами их изучали, на первом этаже выдавали бейджи участников и подарочные сумки. В сумках находились феминистские листовки, туристические проспекты региона и Виллендорфская Венера в виде розового мыла.


Некоторые участницы были с дороги, им предлагалось подкрепиться перед началом заседаний.

Среди фотографий съезда будет много фотографий еды, в том числе приготовленной своими руками. Довольно большая группа волонтёров музея, более 10 женщин, занималась практически постоянным приготовлением и подачей еды во время конференции (веганская еда также была!), они же мыли посуду на мини-кухне и делали уборку. Это была очень важная и сложная деятельность. Каковой, собственно, она является и в повседневной жизни. Хочется отметить вклад этой группы волонтёров, вспоминайте о них, когда встречаете дальше в рассказе фотографии еды.

Программа заседания: 31-го августа выступают кандидаты в совет, голосование на сайте продолжается до 2-го сентября.

Стол для материалов участников конференции. Я не только оставила там наши листовки и книги, но и увезла кипу чужих. Я расскажу про все приобретения в заключительной записи о конференции.

Техподдержкой занималось около десяти человек. Вот двое из команды:

Наши материалы: книга проекта Женская история для детей «Наталья Горбаневская». Почему я выбрала эту книгу для презентации проекта? По двум причинам. Во-первых, Наталья Горбаневская отправилась на Красную площадь с младенцем в коляске. Это очень важный символ, который интересно было рассмотреть в контексте Birth Cultures. Такое материнство, когда ты добиваешься для своего ребенка прав и свобод, когда ты размышляешь о том, как будешь смотреть в глаза будущим поколениям, если не восстанешь против несправедливой войны, которая ведется от твоего имени. В0-вторых, эта книга попала в каталог Мюнхенская Internationale Jugendbibliothek включила сказку о Наталье Горбаневской в свой каталог рекомендованной литературы, The White Ravens-2019.

Также я привезла 2 тома своей фотокниги «Город говорит» о бергенском, преимущественно феминистском, активизме — позже они очень пригодились в разговорах с участницами конференции, можно было сразу наглядно показывать многие инициативы, особенно Женскую историческую ночь. Вы видите еще две листовки — доклад о фемициде в России и рассказ о Московском женском музее с нашими контактами.


Материалы о выставке в музее Хиттизау и проекте о родах.


Две книги из Фюртского музея («Фрида» Габи Франгер есть в коллекции Московского женского музея!).


Букеты, которые вы увидите здесь и далее на фото, располагались в самых разных пространствах музея и создавали уютную атмосферу. Я не услышала, кто делал букеты, но надеюсь позже уточнить это:)  Руки для грядущего голосования, дизайн, полиграфическая работа — всё это тоже делали не при помощи заклинаний.


Интерактивные участницы конференции со всего мира — те, кто не смог приехать из-за пандемии — участвовали через зум, кроме того смотрели трансляции. Среди них были и кандидаты в совет, за которых конференции предстояло проголосовать.

Директор Женского музея Хиттизау Stefania Pitscheider Soraperra открыла собрание и раздала  участницам, имеющим право голоса, картонные руки. Право выбирать совет есть у тех музеев, которые официально состоят в IAWM и платят ежегодный взнос.


Mona Holm, президент IAWM, директор норвежского Kvinnemuseet, поприветствовала конференцию. Она сказала, что мы хотим создать демократическое будущее, где слышны женские голоса. Кратко вспомнила историю сети — что еще в 2008 году никто друг друга не знал, тогда как сейчас сотни женских исторических коллективов объединились в сеть. Что нужно решить, какую организацию мы создаем и что нужно делать. «Нужно быть реалистами, учитывать современность и класть камень за камнем».

Мона попросила всех представиться. В это время в зале было 29 человек.

Затем представлялись участницы, добравшиеся до Хиттизау.

Cristina Bosch из Барселоны, проект interarts.net

В зуме участвовали Meral Akkent и Gül Aydın (Женский музей Стамбул), Javiera Ceballos и Gabriala Martinez (Женский музей Чили), Sandra González и Graciela Tejero (Женский музей Аргентины), Elas Ballauri (Женский музей Тирана, Албания), Sinéad McCoole (Дублин, Ирландия),  Beate Jorda (Университет Вены, Австрия), Kye Hyeong Ki (Гендерный музей Кореи), Rahel Thain-Gray (Женская библиотека Глазго, Шотландия), Marie-Pierre Myrick (Women’s Museum Henriette Bathily, Дакар, Синегал), Del Barrett (Лондон), Claudia Mandel Katz (Женский музей Коста-Рика).

Началось голосование за поправки в устав.

Пункты для голосования зачитывала Sarah Trevisiol (Женский музей Мерано): Был выбран секретарь конференции — Tabea Christa. Голоса считала Angelika Hausegger. Стефания рассказывала о развитии сети и бюджетах (материалы были доступны для участников заранее, обратите внимание, насколько мал бюджет).

Перерыв. Татьяна Исаева (Центр гендерної культури, Харьков, Украина), разговаривает с Моной Хольм (Женский музей Норвегии).

Татьяна Чернецкая и Татьяна Исаева  (Центр гендерної культури, Харьков, Украина):

После перерыва начались выступления кандидатов в новый совет.

Снова перерыв:)

Новое издание Фюртского женского музея, страница программистки и писательницы Валерии Соколовой (текст про выступление Валерии в музее). Позже Габи подарила нашему Московскому женскому музею эту книгу.

Уроженка Бергена Thea Aarbakke смотрит книгу про бергенский активизм.

 

Слева направа: Anaïs Kelly (Фюртский музей), Stefania Pitscheider Soraperra (Хиттизау), Brigitta Soraperra (Хиттизау), Angelika Hausegger

После перерыва на втором этаже музея параллельно прошли две экскурсии — на немецком и на английском. Здесь удалось пофотографировать участниц съезда.

Bettina Bab, Frauenmuseum Bonn

Tijana Jakovljević-Šević (Фюрт)

Marion Reich, Bremer Frauenmuseum. Справа — Marianne Wimmer, коллекционер женских музеев (бывшая школьная учительница, сейчас она изучает русский язык и с 2015 года пытается стать первой женщиной, которая посетила все женские музеи мира).

Отдельная галерея с запуском шара

Первым вечерним перформансом был запуск воздушного шара, летающей социальная скульптуры Udder от художницы, артистки, режиссера и писательницы Barbara Anna Husar несет разные смыслы. Художница говорит, что это коровье вымя, дающее молоко, связующий элемент для четырех альпийских стран Швейцарии, Лихтенштейна, Австрии и Германии, это молоко, которым вскормлены все мы, это символ женского начала и мирного неба и естественного подхода к актуальным вопросам, это комплекс сознательных взаимодействий человека с окружающей средой. Путешествующие Uddere отправляются в перформативные экспедиции, порождающие новые точки зрения на глобальные взаимодействия. Вымя удалено из привычного контекста, это метафора устойчивости, поиск большего баланса между человечеством и природой.  Сайт проекта https://www.flyingudder.art/

Затем состоялось официальное открытие конференции. Для этого на первом этаже убрали стену:)

Gerhard Beer, бургомистр Gemeinde

Иранская феминистка Mansoureh Shojaee читает перевод речи иранской правозащитницы Ширин Эбади (она на экране ниже).

Landesrätin Martina Rüscher, Vorarlberger Landesregierung
Музыканты

Президент Австрии Александр Ван дер Беллен и другие политики записал обращение для участниц конференции. Президент, кроме формальных слов, сказал, что, посетив экспозицию, узнал много нового.

Министр иностранных дел Австрии, Александр Шалленберг

Танцевальный перформанс EVA-MARIA KRAFT

Отдельная галерея про перформансы
Страница Проекта Роньи Сванеборг “The Birth Voice”

Отправляемся на ночные перформансы к хижине для родов.

Ronja Svaneborg, датская художница, проживающая в Форальберге, придумала перформанс “The Birth Voice”. Это полифонический хор матерей во время родов. 31 августа 2021 года она показала его на открытии съезда женских музеев мира в Хиттисау, около хижины для родов.

В пресс-релизе перформанса говорится, что сейчас информация о родах из интимного пространства переходит в публичное, роды демистифицируются – так, есть много роликов о родах на ютуб. Ролики, снятые в больницах, дома, в садах, в машинах часто содержат в названии прилагательные “естественные”, “честные”, “грубые” и “настоящие”. Хотя эта тенденция напоминает культуру родов прошлого, когда женщины рожали в окружении других женщин из сообщества, в то же время в ней есть современная идея перформативной демонстрации интимного. Аудиозаписи 11 родов с ютуб превратились ноты и составили основу хоровой аранжировки для трех голосов. Послушать произведение можно здесь.

Во вре

После ужина все отправились по домам.

Продолжение следует.

Поделиться