Интервью с участницами Горбаневских чтений 2021 #горбаневские_чтения
Ксения Сахарнова, 39 лет
— Ксения, каким ребенком вы были в школе?
— Была отличницей в начальной школе, сменила семь школ по причине частых переездов, связанных с работой родителей (отец – дипломат). Я родилась в Польше, жила в Украине, России, Азербайджане. Боролась с собственной стеснительностью, часто приходилось вливаться в новый коллектив, находить общий язык с представителями разных культур.
— Как вы выбирали вашу профессию?
— По интересам. С 11 лет глубоко заинтересовалась кино, сначала хотела стать актрисой, но поступила на киноведческий факультет ВГИКа. В 25 лет после того, как впервые оказалась на кинофестивале документальных фильмов в Кракове, всерьез увлекалась документальным кино и решила попробовать в нем свои силы. С тех пор с разной интенсивностью снимаю и продюсирую документальное кино. Темой первого фильма «5 минут свободы» стала история демонстрации 25 августа 1968 года на Красной площади, оказавшая на меня сильное влияние.
— Окружающие вас женщины интересовались социальными движениями?
— Никто из моих родных не интересовался социальными или гражданскими движениями, но родители поддерживали перемены в стране, начиная с эпохи перестройки. Интерес к правозащитному движению возник у меня после знакомства с участниками демонстрации 25 августа 1968 года и молодыми гражданскими активистами. Я не считаю себя гражданской или социальной активисткой. Моя задача – рассказывать об этих людях средствами документального кино, создавая кинолетопись протеста. Если я выхожу на протестную акцию, то иду туда с видеокамерой. Но я солидарна с митингующими. Считаю, что художник не может быть заодно с власть имущими. Родные не поддерживают мои взгляды, но относятся к ним уважительно. Но среди друзей я часто нахожу поддержку. Я выходила на акцию в качестве только участницы лишь однажды, на митинг против так называемого «антисиротского закона» в декабре 2012 года, когда мы работали над фильмом «Мамы, дети и закон» (2013), среди героев которого американская семья, которая удочеряет девочку с инвалидностью из России.
— Перечислите идеи, за которые вы выходили-выходите протестовать?
— Право на свободный выбор политического строя, права детей-сирот, права ЛГБ, право свободно собираться, участвовать в митингах и демонстрациях, свобода слова. Считаю, что люди не должны подвергаться дискриминации на основании национальной, расовой или сексуальной принадлежности.
— Как вы относитесь к мысли, что за права человека должны выходить те люди, у которых для этого есть уникальные возможности для борьбы, или же которым нечего терять, а остальные могут «оставаться при своём мнении» или «протестовать в творчестве»?
— Выходить или нет — свободное право и решение каждого отдельно взятого человека. Выходят неравнодушные, кто не хочет и не может молчать.
— Какие правозащитницы прошлого помогают вам стать той женщиной, которой вы хотите быть?
— Евгения Гинзбург – писательница, автор «Крутого маршрута». Своей книгой она сделала больше, чем кто-либо для разоблачения репрессивного режима в СССР. Четверостишье Натальи Горбаневской из сборника «Развилки», которое всегда со мной и помогает мне не сомневаться в выбранном пути:
Научась и том и сему-то,
Лишь одно наизусть затверди.
Как сия драгоценна минута,
Пока ты не свернула с пути.
Транскрипт выступления Ксении Сахарновой на Горбаневских чтениях 2021 подготовила Татьяна Пушкарёва
Читает стихотворение НГ “А на тридцать третьем году…”
Из всех женщин, которые оказали на меня в жизни сильное влияние, наверное, первое место я бы отдала Наталье Горбаневской. Мы познакомились в 2009 году, когда я загорелась идеей создания фильма о демонстрации 25 августа 1968 года на Красной площади. И поскольку у меня не было никаких знакомств, никаких связей в диссидентском мире, я просто начала искать в интернете информацию об участниках и наткнулась на журнал Натальи Горбаневской, он назывался ng68. Сразу было понятно, почему там используется это число. И я написала Наталье Евгеньевне большое письмо, в котором рассказала об идее съёмок фильма, почему для меня это важно и пригласила её принять участие. И к моему удивлению, она буквально через пару дней ответила и дала согласие. Ей было приятно, что молодые ребята интересуются этой темой. Она прилетела в Москву, съёмки у нас прошли жарким летом 2010 года. Это было удивительное приключение, которое дало нам возможность познакомиться и пообщаться с потрясающими людьми. Зимой 2012 года состоялся премьерный показ нашего (с моим мужем и соавтором, Кириллом) первого документального фильма “5 минут свободы”. Показ проходил в Сахаровском центре, и Наталья Горбаневская на нём присутствовала, она сидела в первом ряду. Я очень переживала, как всё будет. Фильм был большой, час сорок, а Горбаневская очень много курила, она буквально не расставалась с сигаретами. Но к моему удивлению, она просидела, как вкопанная, весь фильм, ни разу не выбежала покурить. И как только фильм закончился, она встала и со свойственной ей порывистостью, взяла микрофон и сказала очень важные для меня слова:
Наталья Горбаневская о фильме «5 минут свободы» from Kirill Sakharnov EDITOR on Vimeo.
Как помню, они заставили меня прослезиться и помогли нам с мужем поверить в свои силы и понять, что тот путь, который мы выбрали, путь документального кино — это наш путь и нам надо его держаться. Помню, как после показа Наталья Евгеньевна подошла к нам и сказала: “Ребята, пора вам называть меня Наташей”. Это была большая честь, это было самое большое признание нашей работы, потому что Наташей она просила называть себя только очень близких людей. И с тех пор мы, преодолевая стеснительность и неудобство, называли её Наташей. Наташа была большой поклонницей нашего фильма, можно сказать, его пиарщиком, она всегда анонсировала в ЖЖ его показы. И самый лучший, наверное, показ был в августе 2013 года. Это было 45-летие демонстрации. Мы устроили показ в концертном зале “Мир” в пользу фонда поддержки политзаключённых. Наташа вышла на сцену, она читала стихи. И весь зал, тысячный зал, стоя ей аплодировал. Благодаря Наталье Горбаневской, мы научились понимать стихи, любить стихи, слушать стихи. Мы всегда посещали её поэтические вечера, она много раз приезжала в Россию. Её пример и пример других участников демонстрации пробудил в нас самих гражданскую активность. Мы начали ходить на митинги. Ходили мы туда, в основном, как режиссёры, снимая, фиксируя события, создавая их летопись. Позже у нас появился ещё не один фильм на правозащитную тематику, это стало нашей постоянной темой.
Но был один митинг, на который я вышла без камеры, я вышла с плакатом. Это было зимой 2013 года, когда наша Государственная Дума приняла очередной запретительный закон. Это был так называемый антисиротский закон, по которому иностранные семьи больше не могли усыновлять детей из России. Мы тогда работали над новым фильмом, как раз по этой теме. Мы нашли в интернете историю американской женщины Кендре, которая хотела удочерить девочку с инвалидностью из России. Мы договорились о съёмках этого фильма, а Кендре очень волновалась, буквально это был крик о помощи, она боялась, что ей не дадут удочерить ребёнка, потому что закон вот-вот должны были принять. И тогда мы вышли на митинг. Я вышла с фотографией девочки Полины из детского дома, которую должна была удочерить Кендре. К счастью, это удочерение состоялось. Об этой истории мы сняли фильм “Мамы, дети и закон”.
После того, как Наталья Горбаневская в ноябре 2013 года покинула нас, мы поняли, что просто обязаны сделать фильм в память о ней. Мы начали работу над фильмом “Наталья Горбаневская. Я не героиня”. Этот фильм был закончен в 2016 году, к 80-летию Натальи Евгеньевны. Такое название, “Я не героиня”, было выбрано потому, что Наташа, когда ей говорили “Вы герой. герой, вы вышли на площадь, вы знали, что вы сядете, и всё равно вышли, с маленьким ребёнком”, она отвечала: “Я не героиня, я обычный человек. Я это сделала почти из эгоизма”. Её дети — Ярослав и Иосиф — приняли это название, приняли наш фильм. Это было для нас большой радостью. Мы всегда будем помнить Наташу, и мы рады, что интерес к её поэзии и к её жизненному пути продолжается и сегодня.
— Почему вы выбрали стихотворение Натальи Горбаневской, которое вы прочитали? Чем оно созвучно вам?
— Смелость выйти на площадь, зная о последствиях. Я восхищаюсь поступком Натальи Горбаневской, отдавая себе отчет в том, что сама бы так поступить не смогла.
— Знают ли имя Горбаневской в Польше?
— В Польше (особенно во Вроцлаве) хорошо знают имя Натальи Горбаневской, которая даже имела польское гражданство.
— Нужны ли в Москве улица, памятник, музей Натальи Горбаневской? Что вы лично готовы делать (возможно, уже делаете) для этого?
— Я бы хотела, чтобы на доме, где жила Наташа, была мемориальная доска ее памяти, чтобы одна из библиотек носила ее имя. В своем поселке в Подмосковье я планирую установить скамейку с четверостишьем Горбаневской.
— Должен ли поэт быть гражданином? Может ли поэт не быть гражданином?
— Поэт не обязан быть гражданином, но хорошо, когда он гражданин. Сама Горбаневская говорила – «смысл поэзии в поэзии».
— В каких мемориальных инициативах памяти НГ вы принимали участие ранее, какие проекты, связанные с ее памятью делали-решили делать?
— Фильм «Наталья Горбаневская: «Я не героиня» (2016). Готова содействовать изданию на бумаге Живого Журнала Натальи Горбаневской, а также мемориалов в городе.
— Нужен ли Женский музей в Москве?
— Безусловно.
— Если бы вы выбирали персонажей для серии книг, какие биографии невидимых женщин российской, советской, родной истории вы бы хотели пересказать для детей?
— Меня особенно интересуют женщины-режиссеры. Татьяна Лиознова, Лариса Шепитько, Кира Муратова и другие. Также женщины-участницы диссидентского движения – Лариса Богораз, Татьяна Великанова и другие.
— Важно ли для вас было узнать, что существуют женщины с похожими на ваши взгляды?
— Для всякого человека важно найти единомышленников.
— Что другие люди считают вашими социальными достижениями? Что вы сами считаете такими достижениями?
— Мои достижения – мои фильмы о людях с достижениями в области защиты прав и свобод человека.
— Какой проект вы делаете сейчас?
— Идёт краудфандинг на фильм о еще одном участнике Демонстрации на Красной площади, Викторе Файнберге. Премьера будет в день его 90-летия, 26 ноября 2021 года. Здесь можно сделать пожертвование
Во время Горбаневских чтений Ксения Сахарнова упоминала статью Г.А.Левинтона «Наблюдения над снежной границей. Стихи Натальи Горбаневской первой половины 1970-х годов«.