Lorena Fuentes

Перевод аналитической записки, составленной феминистской из калифорнии, Лореной Фуэнтес. Лорена — соучредитель и директор феминистской исследовательской организации Ladysmith Оригинал документа «FEMICIDE AND THE MEDIA: Do reporting practices normalize gender-based violence?» мы поместили в библиотеку нашего Женского музея. Скачать pdf.

Во время пандемии коронавируса феминистки обратили внимание общества на крайнюю форму гендерного насилия — фемицид. Несколько стран Латинской Америки сообщили о резком росте уровня фемицида в первые месяцы локдауна — даже в тех странах, где есть законы против фемицида. Исследования показывают, что неспособность обеспечить соблюдение законов, а также пробелы в гендерных статистических данных и другие формы дискриминации способствуют безнаказанности. В этом аналитическом обзоре представлены доказательства и рекомендации по устранению еще одного фактора, способствующего персистенции фемицида: сообщения в медиа. Средства массовой информации должны принять вызов (начать бороться с эпидемией убийств), а не воспроизводить вредные стереотипы и взгляды. Это также предполагает гендерно-чувствительный и основанный на правах человека подход к отчетности о фемициде.

Фемицид: социальное и политическое явление

Фемицид — убийство женщин по гендерному признаку, достигающее высшей точки в виде социально-политической терпимости к подобным убийствам. Это финал непрерывного гендерного насилия, нарушения права женщин на жизнь и свободу от насилия, пыткок и дискриминации по признаку пола.

Фемицид — это глобальное явление, происходящее в как в частной, так и в общественной сферах, хотя более чем половина из 87 000 женщин, умышленно убитых в мире в 2017 году, были убиты интимными партнерами или родственниками.

Сбор данных для визуализации и отслеживания фемицида несовершенен и не даёт полной картины. Отчасти это происходит потому, что определения фемицида различаются в зависимости от географии, области науки, сектора исследования. Хотя это создает трудности для глобального мониторинга, усилия по достижению мирового консенсуса по определению явления не так значимы, как усилия по региональным и государственным консенсусам, согласование приоритетов сбора данных на локальных уровнях.

В Латинской Америке осознание проблемы фемицида в немалой степени является заслугой феминисток, движения за права женщин. Их усилия сыграли важную роль в принятии законов против фемицида в большей части региона. Юридическое определение фемицида — ключевая стратегия для ответа на уровне государства, нужно признавать фемицид как крайнее проявление гендерного насилия и создавать специализированные институты и службы.

Законы против фемицида — не волшебная палочка. Как показывает растущее количество исследований, даже там, где приняты строгие законы, сложно обеспечить их реализацию. Нереализация законов о фемициде объясняется многими факторами, включая деньги, статистику, политическую волю, социальную солидарность, другие формы дискриминации.

Рост фемицида во время COVID-19

Данные со всего мира демонстрируют рост сексуального и физического гендерного насилия во всем мире — особенно интимного насилия, скрытой части пандемии. Несколько стран Латинской Америки сообщили о росте фемицида в первые месяцы локдауна. За один месяц Аргентина сообщила о 19 фемицидах, а Сальвадор — о 9. Бразилия сообщила об росте на 56% в нескольких штатах только в марте, в Гватемале зарегистрировано 140 убийств женщин с марта по июнь. В Мексике на каждых 100 умерших от ковида женщин 367 женщин стали жертвами фемицида, соотношение три к одному развернулось на противоположное — с 28 февраля к 13 апреля. Женские организации региона предполагают, что фактический пандемический фемицид недооценивается.

Рост фемицида — последствие локдауна. Миллионы женщин оставались в небезопасных домах и не могли получить поддержки. Причины фемицида были и до пандемии, устранение их требует многостороннего подхода, кроме всего прочего надо изменить социальные нормы .

Убийство женщин и средства массовой информации

СМИ не просто описывают события — они также передают и формируют социальные ценности и мнения. Когда средства массовой информации сообщают о фемициде, они могут отражать и формировать общественные интерпретации произошедшего насилия. Исследования ученых из множества стран, включая Канаду, Мексику, Иорданию, и Южную Африку, доказывают, что сообщения медиа часто способствуют неадекватной реакции на фемицид, нормализуют насилие, обвиняют жертв — особенно малоимущих, низкостатусных.  Гватемальские исследования показывают, что СМИ, как правило, отражают общественное мнение, а не бросают вызов социальным, политическим и экономическим причинам фемицида.

Тысячи убийств женщин были следствием геноцида гражданской войны в Гватемале (1960 — 1996). Статьи популярных национальных медиа публиковали рассказы о насилии и фемицидах почти ежедневно, обеспечивая публику сенсационной информацией о жертвах и их убийцах, о мотивах и путях решения проблемы.

Проблема с мейнстримными медиа, пишущими о фемициде — в прессу попадают не все убийства, но преимущественно сложные случаи, пересекающиеся дискриминации, эти жертвы стигматизируются, оцениваются в соответствии с восприятием социального статуса жертв. Сообщение о месте, в котором было найдено тело, часто укрепляет точку зрения, что гендерное насилие — наказание для нарушительниц ожидаемых гендерных ролей. Если тело женщины обнаружено в общественном пространстве — рядом с шоссе, в овраге, в номере отеля, СМИ часто представляют жертву как вовлеченную в проституцию или как связанную с криминалом.

Пример типичного новостного медиа-сообщения о фемициде: «Трупы двух женщин со следами пыток были брошены на шоссе на 238-м километре маршрута между Сан-Маркос и Кецальтенанго… Предположительно, жертвам было от 25 до 30 лет. Предполагалось, что они могли быть секс-работницами (автор текста использует термин «секс-работа», это словарь людей, одобряющих торговлю женщинами — прим. Московского женского музея), эта версия не подтверждена» «Следователи подозревают, что связь с членами банды стоила жизни трем женщинам… Тела со следами жестокого обращения были обнаружены в лесистой местности».

Как отметила активистка-феминистка в Guatemala City, «если смерть происходит в общественном пространстве, жертву обвиняют, криминализируют. Ее обвиняют, задавая вопрос «почему она была там?», или криминализуют, потому что жертва «несомненно была связана с бандами». Такая информация обычно сопровождается частично прикрытыми фотографиями трупов и описаниями, которые сексуализируют жертву («она была в обнаженном виде») или описывают пытки («жертвы были найдены обезглавленными»).

Другой проблемой является цитирование высказываний представителей власти с места преступления. Бездоказательные цитаты усиливают предположения, что жертвы фемицида были причастны к «плохим делишкам» (были вовлечены в проституцию), связаны с «плохими людьми» (членами банды), имели «плохие семьи» (родные не могли контролировать действия потерпевших). Текстовые и визуальные месседжи дегуманизируют жертв фемицида до такой степени, что их не считают «настоящими» жертвами.

Влияние дискриминационных практик освещения фемицида в СМИ

Дискриминационное освещение убийств женщин в СМИ имеет несколько вредных последствий. Во-первых, оно скрывает истоки гендерного насилия, в том числе неравномерное распределение власти в зависимости от пола, от пересечения с расой или социальным классом. Ссылки на «групповое насилие» или «секс-работниц», например, не только упрочают вредные стереотипы о самых маргинализированных группах женщин, но работают и против самых маргинализированных групп молодых мужчин, которые представлены в медиа как монолитная группа насильников-преступников. Точно так же ссылки на «преступления на почве страсти» или «ревности» в сообщениях о насилии в интимных отношениях, усиливают мифы о причинах бытового насилия.

Активисты отмечают, что практика публикации изображений трупов уменьшает сочувствие к жертвам фемицида, особенно когда жертвы принадлежат к маргинализированным расовым и экономическим группам. Эта приводит к новой проблеме: существующие законы не выполняются.

​​Репортажи в СМИ оказывают символическую поддержку широко распространенной безнаказанности фемицида путем «обвинения жертвы». И хотя общественность приучают к социальной и моральной ценности отдельных жертв и их социальных кругов, институциональные неудачи в предотвращении, расследовании и судебном преследовании фемицидов остаются без внимания.

На пути к гендерно-чувствительному и базирующемуся на правах человка подходу к сообщениям о фемицидах

не нужно изобретать колесо: уже существующие механизмы можно использовать и применять для этой новой задачи. Фактически, у государств есть четкие алгоритмы для работы с женскими организациями гражданского общества в целях поощрения не-дискриминации в СМИ, освещающих убийства женщин. Важно принятие кодексов этики или нормативных положений, согласующихся с международным опытом и региональными протоколами.

Документы для разных уровней работы

Международный

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Статья 5 (1979). «Государства-участники принимают все соответствующие меры с целью: изменить социальные и культурные модели поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин»…

CEDAW, General Recommendation No. 19 on Violence Against Women, Specific Recommendation D: «Должны быть приняты эффективные меры, гарантирующие, что СМИ пишут о женщинах с уважением и поощрять уважение к женщинам» (CEDAW, 1992).

Региональный

Inter-American Convention on the Prevention, Punishment and Eradication of Violence Against Women “Convention of Belem Do Para,” Article 8(g): «Государства-участники соглашаются принимать все более конкретные меры, включая программы, поощряющие СМИ разрабатывать руководящие принципы для своей работы, чтобы таким образом СМИ могли внести свой вклад в искоренение насилия в отношении женщин во всех его формы, и повысить уважение к достоинству женщины» (1994).

Латиноамериканский типовой протокол для расследования убийств женщин на гендерной почве (фемицид / феминицид) призывает «к информативному и ответственному освещению в СМИ фемицида, в том числе путем принятия этических кодексов. Важно, чтобы государства, гражданские общества и СМИ соглашались на соответствующие механизмы, чтобы гарантировать информационное освещение фемицидов в соответствии с международными стандартами, принимая в качестве основных принципов уважение к человеческому достоинству жертв и их семей, прозрачности и беспристрастности в охвате информации» (2014).

СМИ Гватемалы должны прекратить печатать изображения трупов жертв фемицида, эта практика унижает достоинство жертв и их семей при эксплуатации новостей о фемициде, превращении их в сенсации.

СМИ должны пересмотреть свои методы добычи информации, чтобы ограничить использование стереотипов, избегать домыслов о мотивах. Один из способов добиться этого — потребовать от репортеров связываться со специалистами по гендерному насилию, активистами, ведущими борьбу за права женщин, чтобы обсудить контекст, а не полагаться исключительно на правоохранительные органы.

Там, где фемицид повсеместен, национальные исследовательские группы фемицида убийств могут быть важными источниками данных и движущими силами подотчетности, особенно если они хорошо обеспечены ресурсами и интегрированы в национальные стратегии по искоренению гендерного насилия.

Безусловно, внедрение отчетности с учетом гендерных аспектов и прав человека — это лишь одна из многих других правовых, социальных и экономических стратегий, необходимых для искоренения гендерного насилия. Но, учитывая охват средств массовой информации, эта стратегия обладает огромным потенциалом воздействия.

Организации и движения, работающие над изменением общественного мнения о фемициде

Феминистская газета в Гватемале lacuerdaguatemala.org

Обсерватория, изучающая фемицид и другие формы убийств на гендерной почве в
Канада, в том числе посредством критического анализа СМИ femicideincanada.ca

Феминистское движение, зародившееся в Аргентине, теперь обще-латино-американское
niunamenos.org.ar

Сиэтлский проект о фемициде к женщинам коренного населения
uihi.org/projects/our-bodies-our-stories/

Исправления ошибок перевода присылайте на почту whnzine@gmail.com

На странице femicid.net вы найдете преогромное количество ссылок на антифемицидные проекты, идеи, практики, документы — в основном они переведены на русский язык.

Поделиться