О предшествовавших каталонскому Дню борьбы за права женщин событиях, а именно — о феминистских прогулках, акциях, райотах, а также о неизбежных когнитивных диссонансах массового движения мы писали вчера. Теперь расскажем о некоторых мероприятиях, происходивших в Барселоне 8 марта 2021 года.
В связи с ковидными ограничениями случилось худшее 8 марта за историю современного барселонского протеста. Для сравнения можете посмотреть репортажи 2017, 2018, 2019, 2020 годов. В 2020 году участниц было около 200 000 и я не смогла сделать фотографии, потому что снимала одним планом всё шествие. Длительность получившегося тогда фильма — 1 час 30 минут. В 2021 году полиция насчитала 4 500 человек, похоже на реальность, преуменьшили на пару тысяч — чтобы не так контрастировало с оговоренными 3600.
Мадридские массовые меро были запрещены. Еще одним событием дня в испанской столице стало очередное нападение с краской на преотвратную псевдофеминистскую мураль работы Unlogic Crew (там изображены и замечательная своим пост-полётным прошлым Терешкова, и хранительница бомбы для императора Канно Суга, и «Леди-смерть», снайпер Людмила Павличенко, и сапатистка Рамона, в отрядах которой служили дети-солдаты). Оскорбительна не только попытка ролевой подмены, но и использование портретов анархисток и гуманисток для утверждения патриархальной истории как феминистской. В Мадриде же две франкистки пели правую песню, после чего напали на феминисток, одна протестующая была ранена, полиция оградила трех участниц инцидента от толпы.
В 2021 году в Барселоне состоялись сотни акций локальных групп, о которых сообщалось лишь в социальных сетях. Несколько мероприятий попало в медиа. На площади перед Университетом утром был студенческий протест (500 человек). Несколько дорог, в том числе Меридиана, а также кампус Автономного Университета были заблокированы. В районе Грасия на площади Солнца вывесили инсталляцию из 250 бюстгалтеров. Звучит это значительно интереснее, чем выглядит. В 17 часов состоялись акции в районах Барселоны, после чего группы направились на Пасео-де-Грасия. Транспортная забастовка выразилась в ограничении общественного транспорта на 85%.
Шествие было заменено «статической демонстрацией с предварительной записью 3600 человек». Предполагалось, что на разбитом на восемь зон (только 2 — смешанные, остальные «но микста», что в Барселоне означает «только для женщин, лесбиянок и транс») и размеченном крестиками Пасео-де-Грасия феминистки будут протестовать, соблюдая пандемическую дистанцию. Медиа подавали антиковидные меры на демонстрации как осмысленные — включая меловые крестики и гель для рук (Els manifestants amb cita prèvia ja comencen a entrar als espais habilitats per participar en la manifestació estàtica del passeig de Gràcia. Cada persona ha de col·locar-se en una de les marques que s’han pintat a terra, per garantir la distància d’un metre i mig entre ciutadà i ciutadà. Tan bon punt entren al seu tram, els organitzadors ofereixen gel hidroalcohòlic per desinfectar les mans), что только усугубляло профанирование антиэпидемических мер, повсеместное в Барселоне. Результат? Прежде всего было очень скучно, больше похоже на привилегированный праздник, чем на радикальный протест. Организации, стоявшие в загородках, собирались в одной части периметров, а в прилегающих к проспекту улицах наблюдалась невероятная скученность. Хотя людей пришло на порядок меньше, чем в прошлом году, они были вынужденны контактировать друг с другом интенсивнее и дольше.
В демонстрации участвовала мэр Барселоны Ада Колау, в нашем фото-видео репортаже она вместе с индейцами мапуче.
В 19:45 на уровне carrer de la Diputació за несколько минут до окончания демонстрации произошло нападение на феминисток. Один из мужчин, зашедших в пространство, предназначенное только для женщин, вместо того, чтобы уйти, когда его об этом попросили, распылил перцовый газ. Пострадало 5 человек, полиция составила протокол на агрессора.
В финале были: музыкальная часть, минута молчания с «фиолетовым светом» (люди включили на телефонах экран с лампочкой) в честь жертв фемицида. В одном из ограниченных пространств для акции на асфальте лежали распечатанные имена жертв фемицида.
После окончания демонстраций в некоторых городах люди светили «фиолетовым светом» из окон и с балконов, а также били в кастрюли.
Манифест Женской забастовки 8 марта можно изучить на сайте-координаторе. Писался он на предварительных собраниях. Текст называется «Juntes, diverses i rebels som imparables! Sempre feministes!» — «Объединенные, разные и неудержимые бунтарки». Неудержимые, #Imparables — особенно забавно это звучало внутри изгородей для протеста.
Манифест содержит высказывания за права женщин, связанные с миграцией, национальной идентичностью, функциональным разнообразием, достойной оплатой труда, социальным обеспечением, правами на жильё, на бесплатные и безопасные аборт и роды, на достойную пенсию, упоминается женский вклад в борьбу с пандемией. Есть лозунги против работорговли, капитализма, колониализма, милитаризма, неофашизма, полицейского насилия, андроцентризма медицины и гетеропатриархата, за феминистское образование в школах. Звучат слова поддержки женщин всего мира — и, в частности, Рожавы, Чили, Мексики, Боливии, Перу, Эквадора, Андорры, Аргентины, Бразилии, Никарагуа, Гондураса, Палестины, Индии, Южной Африки. Но одновременно он поддерживает такие мизогинные и конфликтующие с вышеперечисленным идеи, как «трансгендерность» (то есть биологическая нереальность женского пола) и «секс-работа» (продажа людей не является работой).
Теперь предлагаю пройти по 8 трамам барселонского демо и почитать надписи на плакатах.
Журналистки с транспарантом «Не прекращаем борьбы» около Дома Бальо.
«Вы устали это слышать? Мы устали выживать!» Символ транс-лобби.
Стикер о удаленной работе.
Плакат с рисунком популярной фемхудожницы p.nitas* «Против мачистского насилия. Феминистская юстиция». Плакат сделан для организации, которая проводит ноябрьские меро и протесты против фемицида.
Надпись на фартуке одной из участниц профсоюза уборщиц и соцработниц Sindillar | Sindicato de Trabajadoras y Cuidadoras del Hogar. Многие женщины, которые работают в сфере уборки и заботы, являются нелегальными мигрантками, не имеют ни документов, ни даже базовых прав.
Транспарант мигранток.
«Нет мизерной зарплате»
Плакат справа: «За мою бабушку, маму, сестру, подругу, за меня».
«сутенер это работорговец»
«Женщины не товар»
Плакаты транс-лобби: «Не цис, ни привилегированная», «Терф — новые феминаци» (про феминаци будет еще фотография в самом финале).
«Если мы не боремся вместе, нас убивают по одной.»
«Противоположность феминизму — игнорирование»
Плакат транс-лобби «Пол это не гендер».
Один из плакатов акции напротив суда.
«Не покорная, не набожная — свободная, прекрасная и безумная»
«Счастливым будет день, когда мы не потеряем ни одной (женщины убитой)»
Плакат против мексиканского политика-насильника
Аргентинки за свободный аборт
Чилийки
«Во время социального кризиса феминизм является базовой потребностью»
Плакаты против проституции
Нет — достаточно
«Вакцинируйся от мачизма»
«Проблема не в том, что запретили 8 марта, а в том, что запретили только 8 марта» (имеется ввиду, что футбольные мероприятия были разрешены)
«Без Гермионы Гарри погиб бы в 1 томе»
«Мачизм — пандемия высоко контагиозная. Единственная вакцина — образование.»
Фиолетовая подсветка La Perdera.
Официальные приглашения на акцию были размещены на столбах по всему городу.
Профсоюзы в микстовой зоне.
Плакаты с именами жертв фемицида на расстоянии социальной дистанции.
хештеги — не анонимная, не с псевдонимом
Антифемицидная группа
Профсоюз
«Патриархат и капитал — криминальный альянс»
«Чтобы быть феминисткой надо быть антирасисткой», «Противоположность феминизма — равнодушие»
«Круши патриархат» (транс-символ)
Серия фото с мэром Барселоны Адой Колау.
Транс-плакат на асфальте.
«Польша, Аргентина… Да здравствует борьба рабочих женщин!»
Фиолетовый свет:
Экран на Палау Роберт. Хотя Выставка: Почему все должны быть феминистками закончилась, сотрудники Палау вернули её ролик на рекламное табло. Это была очень информативная современная экспозиция, на одной из стен которой при помощи отрывных блокнтотов было написано слово «феминаци». Посетители отрывали по листку и стереотип уничтожался знанием.
Надеюсь, что мне удалось передать вам слова солидарности и поддержки от каталонских женщин. И не думайте, что есть страны, где борьба закончилась. Даже в Барселоне, где общество много знает о правах человека, большинство прав женщин встречается только в феминистских манифестах. А большая часть тех женщин, которые выходили на площадь, после демонстрации возвращается к повседневности, наполненной физическим, психологическим, экономическим, медицинским, юридическим, государственным насилием.