По мотивам статьи Паолы Нальварте, опубликованной 19.2.2020 Media coverage of a high-profile femicide in Mexico City sparked debate concerning how journalists cover murders of women
25-летняя Ингрид Эскамилья была жестоко убита в районе Вальехо в Мехико 9 февраля, и ее тело было изуродовано. На следующий день фотографии останков были опубликованы на обложках La Prensa и Pásala, в последнем случае — с заголовком «Твоя вина, Купидон». Во многих других медиа появились фотографии убийцы, полуголого и окровавленного, видео с допроса после убийства. Изображения попали в социальные сети.
Что это была за иллюстрация? Картинка из фильма ужасов. Практически скелетированный труп, лишенный почти всех мягких тканей вследствие многочисленных ударов ножом. Кровавое месиво не как фигура речи. Кровь всюду. Орудие убийства сверху. Такие убийства происходят довольно часто, но сравнительно редко попадают в сеть ввиду своей социальной опасности и фемицидогенности.
Публикация фотографии вызвала огромное возмущение гражданского общества и правозащитников. Состоялись массовые райоты, которые были особенно неистовыми в столице, женщины крушили города, требовали защиты и критиковали прессу.
Во время марша 14 февраля протестующие подожгли фургон La Prensa, потребовав от руководителя публичных извинений за публикацию фотографий тела. Директор La Prensa Луис Каррилес поначалу совсем не понял, что происходит и сказал: «Мы продолжаем оставаться популярной газетой, мы остаемся серьезной и целеустремленной газетой, и сегодня мы встретимся с руководителями правозащитных групп. Мы верим в работу общества, в журналистику мира и в построение новых повествований ».
Организация по свободе слова «Article 19 Mexico» заявила, что публикация этих изображений идет вразрез со всей журналистской этикой и демонстрирует, что журналисткий стандарт в освещении убийств женщин должен быть создан безотлагательно. По мнению «Article 19 Mexico», распространение подобных изображений — способ повторной виктимизации, виной которой в данном случае были представители государства, слившие фотографии — и это была не первая подобная утечка.
Секритариат внутренних дел Segob сообщил, что есть шестеро подозреваемых в сливе и это шесть должностных лиц Attention to Victims and Community Services (FGJCDMX). Заместитель прокурора FGJCDMX Нелли Монтеалегре заявила, что в отношении подозреваемых уже ведется расследование.
Специальный докладчик по вопросам свободы слова Inter-American Commission on Human Rights (IACHR) Эдисон Ланца заявил что СМИ обязаны соотноситься с этикой. Различные группы, в том числе United Mexican Women Journalists (PUM), осудили публикацию изображений тела Эскамиллы: «Случай с Ингрид, как и многие другие подобные случаи, является еще одним примером того, как средства массовой информации способствуют ежедневному насилию в отношении женщин… Как журналисткам и как женщинам это причиняет нам боль. Мы возмущены бесстыдной безнаказанностью некоторых медиа, которые ежедневно распространяют информацию, которая только усугубляет, стигматизирует, дискриминирует, создает стереотипы и повторно виктимизирует женщин».
Согласно данным Executive Secretariat of the National Public Security System (SNSP), опубликованным La Vanguardia, уровень фемицида в Мексике увеличился на 137% за последние пять лет. Только в 2019 году было зарегистрировано 976 фемицидов.
Всего через несколько дней после убийства Эскамиллы, 15 февраля, жители района Мехико нашли тело 7-летней Фатимы Альдригетт в пластиковом пакете. Девочку якобы похитили, когда она выходила из школы 11 февраля. Ее семья сообщила, что полиция не предприняла никаких усилий для ее поиска после сообщения о исчезновении.
Утром 10 февраля, когда были опубликованы фотографии Эскамиллы, президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор выступил на пресс-конференции, проинформировав общественность о взыскании двух миллиардов мексиканских песо с Attorney General’s Office после расследования. Журналисты спросили его о том, как его правительство будет бороться с участившимися фемицидами, он ограничился мачистским комментарием, что не хочет, чтобы конференция была посвящена только фемициду, а также сказал о манипуляциях. Впоследствии сказал, что выступает за создание прокуратуры, специализирующейся на расследовании фемицидов.