Масштабная, но незаконная кампания развернута группой, называющей себя «Расклейщицы» (“the Gluers”). Они используют постеры чтобы выступать против насилия в отношении женщин. Это стало эффективным и широко распространенным инструментом для просвещения и информированности.

Перевод статьи Constant Méheut «Феминистки оклеивают Париж постерами, открыто осуждающими домашнее насилие» (13-16.9.2020) выполнен переводчицей, пожелавшей остаться анонимной.

Париж — не так давно, в теплую ночь компания из 4 молодых женщин прогуливалась по источающим мир и спокойствие окрестностям восточного Парижа. Девушки были вооружены ведром клея, малярной кистью и рюкзаками, нагруженными постерами. Они искали места, где можно было бы расклеить послания с суровой правдой. «Вот там, неплохое место, не так ли?» — сказала Астрид Тенон, вся одетая в черное, указывая на восток от окрестностей Марэ, где виднелась стена длиной в 6 метров. Ее соратница по оружию, Хлоя Мадеста, кивнула, держа в руках ведро с клеем. Немедленно стартовала хорошо отрепетированная операция: сначала одна женщина нанесла немного клея на стену, затем вторая стала прикладывать страницу за страницей, в то время как третья закрепляла каждый постер еще одним слоем клея. Менее чем через 7 минут стена была покрыта словами «Ты говорил, что любишь меня, но это все равно было изнасилование».

Уже около года постеры, осуждающие сексуальное насилие и фемицид — убийство женщин за их гендер — сотнями появляются в Париже, несмотря на тот факт, что развешивание постеров на стенах в общественных местах квалифицируется как вандализм и признано незаконным. Постеры — работа феминистских активисток, которые будучи критично настроены после ответа французского правительства на проблему растущего домашнего насилия, вышли на улицы с широкой общественной кампанией. Они поставили перед собой цель с помощью постеров повысить осведомленность о насильственных преступлениях, совершаемых в отношении женщин партнерами, в том числе, бывшими. «Наша цель — поместить эти факты прямо перед глазами людей, чтобы никто не смог отвести взгляд», говорит мадемуазель Мадеста. «Потому что этот вид насилия всегда остается в тени».

Леденящие душу слоганы «Папа убил Маму» или «Она бросает его, он убивает ее» размещены на фасадах в центре города. Утверждение «Молчание — не согласие» висит на мосту через канал в северном Париже. Более длинные послания, словно ведущие счет женщинам, погибшим от руки их партнеров, появились вдоль туннелей около окраин города. Постеры постепенно стали постоянным элементом пейзажа столицы, настолько привычного, что многие парижане ходят, чтобы читать, по крайней мере, некоторые из них. Активистки хотят чтобы их послания «внезапно появлялись в каждодневной, привычной жизни», говорит мадемуазель Мадеста. «Это то место, где происходит насилие.»

Сообщения также стали полем битвы для владельцев улиц. Постеры регулярно срываются или замазываются краской проходящими мимо, но активистки исправляют поврежденное, восстанавливают слова. Постеры получили свою силу главным образом благодаря графической сущности черных заглавных букв, нарисованных на белой поверхности бумаги: просто, рационально и тотчас узнаваемо.  «В том, что мы вывешиваем, нет метафоры, нет поэзии.» Техника постеров простая и недорогая, поэтому послания распространились, кажется, повсюду настолько быстро.

Мадемуазель Тенон делает постеры в домашних условиях. Дмитрий Костюков для The New York Times

Эта кампания — результат работы новой феминистской группы Les Colleuses, или «Расклейщицы». Она начата Маргаритой Стерн, которая летом 2019 кинула клич в соцсетях. Десятки женщин откликнулись, и на сегодня около 1 500 активисток присоединилось к этой акции. Collages Feminicides Paris

«Я думаю, это связано с Парижем», — так мадемуазель Стерн объясняет массовый отклик на ее изначальное объявление. «Это крупный город, в котором много молодых девушек, студенток, разветвленная активистская сеть.» Активистки отмечают, что расклеивание постеров на стенах не только делает возможным отображать реальность, домашнее насилие, которое часто относят к частной сфере, но и позволяет освоить пространство улиц, где множество женщин чувствуют себя уязвимыми. Однако эти акции сами несут в себе риск. В то время как мадемуазель Тенон в компании с Анной-Элизабет Ропарц размещала на стене третий за эту ночь постер, они услышали нечто, напоминавшее звуки полицейской сирены.
«О, нет!», — воскликнула мадемуазель Ропарц (24), стоящая на носочках и пытающаяся приклеить получше постер.
Ложная тревога! Оказалось, что сирену издавала машина скорой помощи, которая пронеслась мимо их группы.
«Обстановка становится все более напряженной», — говорит мадемуазель Тенон (26), педагог по актерскому мастерству, которая годами сталкивалась с харассментом со стороны мужчин на улицах.

Хотя власти сначала проявили безразличие, позднее они стали «закручивать гайки», так за последнее время полицией было задержано большее число активисток. Максимальный штраф за вандализм может достигать 4 500 долларов. Некоторые из прохожих словесно нападают на активисток.

Активистки говорят, что расклеивание постеров на стенах позволяет им освоить пространство улиц, где множество женщин чувствуют себя уязвимыми. Этот постер гласит: «Мы больше не крадемся вдоль стен. Мы размещаем на них правду». Дмитрий Костюков для The New York Times

«Это вызывает сильный гнев, но это именно то, что ценно», — подчеркивает мадемуазель Мадеста (27), чья одежда уже слегка запачкана клеем. «Это означает, что наша борьба и наша настойчивость начинают привносить изменения.»

В окрестностях восточного Парижа, где несколько феминисток собрались ночью незадолго до этого, группа нашла пространство для своей акции на потускневшей серой стене. Какой-то мужчина закричал «Полиция!», завидев как девушки расклеивают постеры. Однако другие местные жители, показавшиеся из окон своих квартир, выразили поддержку. Халид Бакари, 42-летний торговец-оптовик, часто сидящий на лавочке подле стены, был не уверен в эффективности борьбы девушек. «Это настолько же может изменить что-либо, насколько не может изменить ничего», — говорит месье Бакари.

Согласно правительственным данным, в прошлом году 146 женщин во Франции были убиты их партнерами, в том числе бывшими, и это на 21% больше, чем в 2018. В ноябре правительство представило новые меры для решения проблемы, включающие больше изменений в сфере образования и увеличение числа соцработников в полицейских участках. Активистки говорят, что этих мер недостаточно и на них поступает слишком мало финансирования.

Уличный активизм, в котором участвуют женщины, имеет давнюю историю в Париже, и Расклейщицы — часть французской традиции «феминисток, которые бросают вызов установленным порядкам путем иногда противозаконных действий, этих внезапных вторжений» в повседневную жизнь людей, — как говорит Бибиа Павар, специализируясь на истории феминизма.

Активистки хотят чтобы послания «ворвались в ежедневную обычную жизнь», — говорит мад. Мадеста (в центре). «Именно там происходит насилие».
Слева мад. Тенон, справа мад. Ропарц. Дмитрий Костюков для The New York Times

У постеров здесь история еще более давняя. Их широкое распространение для передачи идей и объявлений началось в Париже в конце 19-го века. Однако сегодня постеры способны нести свои идеи гораздо дальше стен, на которых они размещены. Изображения с постерами размещаются в аккаунте Расклейщиц в инстаграме, насчитывающем 70 тысяч подписчиков, и это дает вторую жизнь посланиям, которые не могли бы долго существовать на улицах. Благодаря соцсетям это движение распространилось во многие французские города, Бельгию и Италию.

Мадемуазель Мадеста говорит, что раньше боялась улиц — до тех пор, пока не начала использовать их как платформу для активизма. В конце 2019 она вывесила свою собственную историю дочери отца-алкоголика, избивавшего ее и ее мать. Размещение посланий, осуждающих домашнее насилие «это механизм, дающий вам силу и позволяющий изменять отношения с миром, с окружающими, с улицей», — отмечает мадемуазель Мадеста. Мадемуазель Тенон соглашается: «Это глупо, но с того момента, как у нас есть наше ведро, клей и кисть, мы чувствуем себя несокрушимыми».

Постеры регулярно срываются или замазываются краской проходящими мимо, но активистки исправляют поврежденное, восстанавливают слова. Дмитрий Костюков для The New York Times
Поделиться