Мы посчитали важным перевести этот текст, размещенный на сайте британских феминисток FILIA 16.5.2020
Перевод: Ольга Цветкова
Женщины, борющиеся за равные права, всегда сталкивались с противодействием со стороны представителей истеблишмента, которые призывают их перестать быть трудными и резкими и вместо этого вернуться к тому, чтобы быть удобными и добрыми. Но что шокирует, так это то, что некоторые из наиболее влиятельных людей, которые сегодня советуют женщинам утихомириться — это лидеры правозащитных организаций, таких как Международная Амнистия (Amnesty International), Американский союз гражданских свобод (ACLU) и Stonewall (организация «Сопротивление»: Принятие без исключений).
Stonewall была создана для защиты прав геев и лесбиянок (а позже и бисексуалов). Ее благотворительные цели заключаются в продвижении прав человека в соответствии с Законом о правах человека, Европейской конвенцией о правах человека и Всеобщей декларацией прав человека. Это законы, которые защищают права каждого. Но в 2015 году она занялась делом о «транс-правах» и с тех пор с энтузиазмом игнорирует и подрывает права женщин.
Stonewall призвала заменить «смену пола» (идея перехода) «гендерной идентичностью» в качестве означающей характеристики в законе о равенстве и «устранить исключения, такие как доступ к пространствам для-одного-пола». Другими словами организация настаивала на том, что женщинам должно быть отказано в помещениях, предназначенных только для женщин, для мытья, переодевания или использования туалета, на работе, в школе, больницах или общественных местах (а также в специализированных услугах только для женщин, таких как женские убежища, общежития и тюрьмы).
Еще в октябре 2018 года во время государственного опроса в Великобритании по вопросам гендерной самоидентификации 10 000 человек подписали петицию, в которой просили Stonewall:
-
Признать, что существует целый ряд возможных точек зрения на пол, гендер и трансгендерную политику
-
Признать, в частности, конфликт, который существует между трансгендеризмом и правами женщин, основанными на половой принадлежности
-
Стремиться к созданию атмосферы уважительного обсуждения, а не демонизировать как трансфобию тех, кто хочет обсуждать или не соглашается с текущей политикой Stonewall
Stonewall отказалась. Их ответ был:
«Мы не признаем и не будем признавать конфликт между правами трансгендеров и «правами женщин по признаку пола»». STONEWALL
Stonewall утверждала, что сделать подобное «означает, что мы не верим, что транс—люди заслуживают тех же прав, что и другие».
Международная Амнистия (Amnesty International) также говорит, что «транс права — это права женщин» и соглашается с тем, что женщины, которые отстаивают границы, «основываются на предрассудках» и должны успокоиться и замолчать:
«Трансгендерные женщины — это женщины, и нет никакой угрозы для услуг для-людей-одного-пола. Возможно, вы слышали дискуссии в средствах массовой информации и социальных сетях, пытавшиеся противопоставить транс-права правам женщин. Эти обсуждения основаны на предрассудках и дезинформации». МЕЖДУНАРОДНАЯ АМНИСТИЯ
Рис.2. Ответ Amnesty International UK на твит JK Rowling. Но что это значит?
В марте этого года Сюзанна Мур написала в « Guardian»: «Большинство людей хотят, чтобы крошечный процент населения, являющегося транс, имел лучшую жизнь, какую только возможно». Но «мужское насилие является проблемой для женщин, поэтому мы хотим однополых пространств».
Реакция была жестокой: сотня замечательных людей, включая Кейт Аллен, директора Amnesty International, и Марту Спурриер, директора правозащитной организации Liberty, написали публичное письмо с осуждением:
«Мы отвергаем аргумент, выдвинутый в колонке Сюзанны Мур, в которой она подразумевает, что защита транс—прав представляет угрозу для женщин—цисгендеров».
Джо Грэйди Генеральный секретарь Союза университетов и колледжей, член парламента Зара Султана, член парламента Нади Уиттом, соруководитель Сян Берри, партия зеленых, заместитель лидера партии Амелия Уомак, представитель партии равных Кристин Джардин, либерал-демократы, директор Марты Спурриер, Liberty, и Кейт Аллен, директор Amnesty International UK и многие другие.
Ни один из этих экспертов по правам человека не говорит, что они подразумевают под «транс правами». И странная вещь в их ответах заключается в том, что конфликты прав являются обычным явлением. Они являются частью правозащитной системы, и все эксперты по правам человека знают это.
Когда возникает конфликт прав, мы обычно не вскидываем руки и не говорим, что никто не должен об этом говорить. Возможно, придется обратиться в суд за решением, но мы можем говорить в общих терминах о том, о каких правах идет речь и как организации могут сбалансировать права каждой из сторон. Это роль правозащитных организаций и официальных органов, таких как Комиссия по равенству и правам человека (EHRC).
Признание конфликта прав не означает, что люди в одной группе имеют меньше прав, чем люди в другой. Как объяснила судья Верховного суда леди Хейл в лекции Ассоциации юристов по трудоустройству:
«Вся идея иерархии равенств является противоречием в терминах». Леди Хейл
ЕСТЬ ЛИ КОНФЛИКТ ПРАВ?
Некоторые истеблишментские организации тихо выступили с заявлениями, что не согласны с утверждением об отсутствии конфликта прав. В отношении услуг для-людей-одного-пола EHRC в своем недавнем ответе на опрос шотландского правительства по самоидентификации сказала:
«Там, где есть альтернативы, должен применяться наименее дискриминационный подход, обеспечивающий справедливый баланс в конкретных обстоятельствах каждого случая между соответствующими интересами транс—людей, поставщиков услуг и других пользователей услуг». EHRC
Язык «справедливого баланса» и «соответствующих интересов» является языком конфликта прав.
Сэм Сметерс, генеральный директор Общества Фосетта (Fawcett Society), также недавно заявил о признании конфликта прав между женщинами и транс-женщинами:
«Тот факт, что права могут вступать в конфликт, не нов. Часто это баланс между правами разных групп ». Сэм Сметерс, Fawcett Society
Рис.3. (Только для женщин. По закону 2010 года о равных правах и недопущении дискриминации, обслуживание только лиц одного пола. Пожалуйста уважайте право на индивидуальную сферу личности женщин и девочек. За консультацией по правовой защите услуг для-людей-одного-пола обращайтесь в Комиссию по Равенству и Правам Человека).
Между тем даже говорить о конфликте прав рискованно — я потеряла свою работу и борюсь с правовой системой за право говорить о реальности пола и прав женщин. Многие обеспокоенные женщины остаются анонимными из-за страха потерять работу.
Отсутствие четкого анализа конфликта прав организациями, занимающимися продвижением прав человека, является удивительным. Почему же Stonewall не хочет, чтобы мы говорили и мыслили ясно?
ПОГОВОРИМ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА
Современная структура права была разработана после Второй мировой войны посредством Всеобщей декларации прав человека. На ее основании заключались договора и законы. В Великобритании ключевой является Европейская конвенция о правах человека (и это то, на что ссылаются объекты благотворительности Stonewall).
Права человека охватывают всех, включая мужчин, женщин, детей, инвалидов, людей, которые идентифицируют себя с трансгендерами и так далее. Нет необходимости выделять членов определенных групп, так как каждый имеет одинаковые основные права.
Эти права включают свободу выражения (статья 10), что означает, что люди должны иметь возможность носить любую одежду и называть себя по своему выбору. Свобода веры (статья 9) означает, что люди могут верить в то, что им нравится, включая убеждения о гендерной идентичности. Никто не должен подвергаться унижающему достоинство обращению (статья 3). Не должно быть вмешательства в личную жизнь людей (статья 8). Люди должны иметь возможность встречаться и создавать ассоциации (статья 11). Люди должны иметь право вступать в брак (статья 12).
Когда Stonewall впервые включила транссексуалов в свой мандат, он говорил о «транс равенстве». Транс люди имеют равные права со всеми остальными. Я согласна с Stonewall в этом.
Но совсем недавно этот призыв трансформировался в требование «транс—прав». «Stonewall», «Амнистия» и «Либерти» никогда не объясняют, что такое «транс—права». Но их идея, кажется, включает в себя:
-
«Право» заставлять других притворяться, будто они разделяют вашу веру в то, что вы являетесь представителем противоположного пола
-
«Право» делиться интимными пространствами с представителями противоположного пола без их согласия.
Конечно, это не «права». Это требования.
ТРЕБОВАНИЯ ПЕРЕИМЕНОВАЛИ В «ПРАВА»
Хотя основные права человека являются универсальными, также признается, что необходима особая защита прав людей с особыми характеристиками, например женщинам, инвалидам и этническим меньшинствам, чьи права часто нарушаются.
Закон о равенстве 2010 года в Великобритании (The Equality Act 2010) защищает людей от дискриминации по признаку пола, сексуальной ориентации, «смены пола» (в широком смысле — транс) и других характеристик, таких как инвалидность, раса и возраст.
Широко распространено заблуждение, что Закон о равенстве гласит, что люди, которые идентифицируют себя как транс, имеют право использовать помещения для-людей-одного-пола, предоставляемые для противоположного пола. Это просто неправда.
В соответствии с Законом о равенстве лицо мужского пола, которое идентифицируется как женщина, защищено от общей дискриминации за то, что является транс (например, от увольнения или отказа в обслуживании в пабе), но это не дает им право пользоваться услугами, предоставляемыми для противоположного пола.
Те, кто говорят иначе, либо сами запутались, либо пытаются запутать других.
ТАК ЧТО ТАКОЕ КОНФЛИКТ ПРАВ?
Я не юрист или эксперт по правам человека, но, поскольку мир прав человека принял предписание Stonewall не говорить об этом, придется мне. Вот, как я думаю, что такое конфликт прав:
Это касается основных прав каждого человека не подвергаться унижающему достоинство обращению (статья 3) и не допускать произвольного вмешательства в его частную жизнь (статья 8), а также свободы убеждений (статья 9).
У каждого есть свобода веры. Большинство людей считают, что человек с пенисом — мужчина. Меньшинство людей недавно начали верить (или говорят, что они верят), что человек с пенисом может быть женщиной, поскольку они так говорят.
Широко известно, что принуждение людей раздеваться или выполнять функции гигиены тела с людьми противоположного пола (будь то незнакомцы, коллеги или одноклассники) является унижающим достоинство обращением. Заставлять людей играть роль в сексуальном фетише другого человека также унижает.
Для большинства людей раздельные по полу услуги — душ, раздевалка, проживания в общежитии — дают им возможность иметь доступ к общественной жизни (например к школе, работе, кинотеатрам, в пабам, тренажёрным залам) без принуждения к унизительным ситуациям. Эти общественные удобства для-людей-одного-пола нуждаются в четких правилах, которые основаны на материальной реальности, а не на эзотерических представлениях о гендерной идентичности. Никто не должен догадываться, когда они наполовину раздеты, правильно ли что кто-то находится в одном месте с ними и по правильным ли причинам. И персонал должен уметь четко сообщать, какие пространства являются для отдельных полов, а какие смешанными.
Правила использования раздельных услуг для разных полов, в связи с этим, требуют, чтобы люди, которые их используют, открыто заявляли, какого они пола. Для людей, которые идентифицируют себя как транс, это может выглядеть как вмешательство в их личную жизнь. В то время как небольшое количество транс—людей «проходят» как представители противоположного пола, большинство из них заметно различимы. В любом случае принуждение к выбору мужской или женской двери является декларацией пола и может привести к тому, что люди будут задавать другие навязчивые вопросы (или делать предположения) о том, имеет ли кто—то медицинский диагноз и перенес операцию на половых органах или нет.
Принуждение к раскрытию информации о вашем диагнозе психического здоровья или интимных операциях для того, чтобы пойти в кино или на вокзал, является вмешательством в чью-то личную жизнь. Поэтому услуги, которые вынуждают людей публично выбирать дверь мужского или женского пола, нарушают право трансгендера на неприкосновенность частной жизни в отношении их личной информации.
Это вмешательство может быть оправдано, если нет разумной альтернативы, но очевидный ответ, чтобы избежать этого вмешательства для меньшинства, состоит в том, чтобы предоставить альтернативные, унисекс удобства вместе с отдельными удобствами для людей-одного-пола, где это возможно. Это не будет требовать, чтобы кто—либо объявлял их пол. Это позволит разрешить конфликт прав между конфиденциальностью трансгендеров и личной неприкосновенностью всех остальных.
Stonewall не нравится это решение. Они переименовали требование о том, чтобы мужчины имели доступ к местам, предназначенным для интимного пользования женщин против их воли, как «право», и они говорят, что «не должно быть никаких споров».
«Закон Stonewall» о том, что границы являются нетерпимостью, распространился среди местных властей, официальных органов, Национальной службы здравоохранения и профессиональных ассоциаций, а также среди работодателей в рамках схемы « Stonewall Чемпионы». Но женщины сопротивляются. Средства на борьбу с законом были собраны за счет пожертвований физических лиц — это поддержало судебные иски, подобные моему и иску 14-летней девочки, которая оспаривает CPS. Несколько местных властей, вместо того, чтобы защищать женщин в суде, отозвали свое вдохновленное Stonewall руководство, в котором говорится, что школы должны разрешать мужчинам пользоваться раздевалками для женщин.
ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЕ ПРАЗДНУЮТ ВЫНУЖДЕННОЕ МОЛЧАНИЕ И НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЖЕНЩИН, СБИЛИСЬ С ПУТИ.
Организации, которые говорят, что верят в права человека и равенство, должны найти смелость и ясность, чтобы говорить о конфликте прав. Им необходимо найти смелость и ясность 14-летней девочки, чтобы заметить, что провозглашаются требования того, чтобы мужчины имели доступ к телам женщин и девочек без их согласия.
Я надеюсь, что новый генеральный директор Stonewall Нэнси Келли и их новый председатель Шелдон Миллс вернутся к основным принципам организации в области прав человека. Они должны признать, что разговоры о конфликте прав не означают, что одна группа людей «не заслуживает тех же прав, что и другие». На самом деле все как раз наоборот, отказываться говорить о конфликте прав означает совершенно игнорировать права одной группы.