«Если у вас ещё нет детей, не заводите их, пока у вас не образуется очень много денег и большая община единомышленников рядом. Физически рядом. Сообщество тех, кто разделяет ваши взгляды, ценности, методы воспитания и готов растить детей сообща.
Потому, что всю дорогу человечество только так детей и взращивало. И по сей день так делает. За исключением некоторой части, «золотого миллиарда», которая решила, что можно иначе. Что французские дети не плюют я едой, спят с рождения, всю ночь, в отдельной комнате с трёх лет, для социализации, с удовольствием ходят в детский сад. Конечно, бывает и так. В виде очень-преочень редкого исключения.
Но, чтобы заводить детей с идеей постараться воспитать их здоровыми и счастливыми, за норму стоит принимать другое. Человеческие дети рождаются недоношенными. Даже те, кого отлично доносили и родили в срок. Слишком большой для млекопитающих мозг у младенца. Слишком узкий для млекопитающих таз у матери. Ещё, как минимум, полгода, детёныш homo sapiens нуждается в донашивании на руках. В контакте кожа-к-коже. В сне под боком. В грудном молоке, минимум до двух лет. Учитывая соотношение продолжительности жизни к длительности грудного вскармливания. И это не только мило, но и больно. Это лактостазы, маститы, трещины, искусанные соски, молочные кризы, прочая.
Да, можно смесь. И с ней может быть даже спокойнее. Но физиологически нужно материнское молоко. Долго.
На первый год жизни нового человека требуется огромное количество сил. Столько, сколько нет и никогда не будет у женщины, одной, в двушке на шестом этаже. Стиральная машина, посудомойка, Робот-пылесос, мультиварка, две мультиварки немного облегчат ситуацию. Но, сами себя не загрузят. Не помоют. Не присмотрят за ребёнком, пока у тебя грипп и температура 39. Не дадут поспать дольше на 2 часа. Не заменят большое количество людей, разных возрастов, которые включены в быт, в жизнь, в игру, в развитие.
И, знаете, в чем ещё фигня. У человека нет инстинктов. В том числе, материнского, родительского. У высших приматов, кстати, этого инстинкта тоже нет. Горилл надо учить ухаживать за младенцами. Людей надо учить ухаживать за младенцами. Даже такой, казалось бы, простой и естественной штуке, как кормление грудью.
Учитывайте это.
Как и то, что новорожденные дети ведут себя совершенно не так, как в кино, или рекламе подгузников. Не так, как должны себя вести по книгам Комаровского. Книги Комаровского вообще читайте осторожно. Особенно главы про гв и сон.
Вообще, если на ваших глазах, на ваших руках не выросло штук двенадцать детей, с разными темперамента и и особенностями развития, вы постоянно будете сталкиваться с WTF, что я делаю не так?! Потому, что каждый ребёнок — это новый ребус, и не существует универсального ключа.
И, самое главное, им для спокойного, безопасного взросления нужны люди. Количеством больше, чем один. И, даже больше, чем два. Люди, с которыми спокойно и безопасно. Те, с кем можно играть, гулять, спать, осваивать новые навыки. Те, кто будет рассказывать о мире, показывать мир, лечить, утешать, петь песни, защищать и учить, как жить. Свои.
И, кстати, простор требуется тоже. Там, где бегать, шуметь, играть в прятки, строить шалаш, валяться в грязи, разбрасывать опилки. Ну, хорошо, пенопластовый снег. Двадцать первый век, как ни как.
Можно и по другому. Но, это, как завести щенка ездовой полярной лайки на юге, в крошечной квартирке. Простите за собачье сравнение. Дети не собаки. Они намного сложнее. С ними намного сложнее. И квартиру, и родительскую психику они разнесут в щепки. Потому, что им, детям, надо расти обо многих людей.
Кароче, огромного количества проблем, неврозов, выгораний, депрессий, фобий можно решить именно созданием общины единомышленников. Тех, кто живёт рядом и готов помогать друг другу растить детей. И этой помощи будет больше, чем проблем в отношениях.
И не ведитесь, дорогие на заек, лужаек, Предназначение, опыт тех, у кого все с рождения спят всю ночь и часами играют в детской. Не смотрите инстаграм Джигана и других многодетных звезд. Там нет ничего из тех реалий, с которыми вы столкнетесь. Кроме рекламы памперсов.
А, если вы уже по эту сторону, в одной лодке со мной, — последнее, что я хочу, — разжечь ваше чувство вины. Уже имеем то, что имеем. Делаем лучшее из того, что можем, там, где мы есть. И у нас получается. Мы — лучшие родители своим детям, и точка. Ну, или такие родители, какими себя чувствуем. Не мне судить вас, и наоборот.
Но на планете, которая пухнет от людей, пластика, проблем и так хватает. Я за то, чтобы хотя бы те, кто ещё не успел выгореть, не ходили туда, где с высокой степенью вероятности будет ад и треш на несколько лет.»