Многие вещи и процессы перекочевали из научных центров в дома обычных людей. Но есть одна область медицины, которая защищена от diy вековым гендерным табу. Мужчина может делать со своим пенисом что угодно, он может даже засовывать его в улей или в гигантских моллюсков — общественность только посмеётся. Но если женщина захочет заглянуть в собственное влагалище при помощи зеркальца, самостоятельно сделать микробиологическое исследование флоры влагалища или тест Папаниколау — её будут считать опасной сумасшедшей. Потому что все мы знаем, что изучать табуированные части женского тела может только доктор, и только доктор может делать научные выводы. А ещё мы знаем, что лучшие гинекологи — мужчины и что медицина — это только в клинике и «правильной» лаборатории. Кто придумал эти идеи? Кто-то из упражняющихся с ульем.
Огромная дискуссия идет в радфем по всему миру — насчет патриархальности гинекологии и акушерского насилия. Женщины бегут из мизогинных клиник и, рискуя жизнью, рожают дома. И тем не менее идея diy-микробиологии шокирует даже радикальных феминисток.
37-летняя художница галисийского происхождения Jelly Pin, известная своими акустическими проектами с генерацией звука немыми объектами, теперь делает проект на границе микробиологии, гинекологии и анархизма. Она разъезжает по миру на маленьком автобусе, оборудованном как передвижная лаборатория, кочующая лаборатория. Обучает группы женщин делать самостоятельно анализы, разрушает границы представлений о «разрешенном» для женщин, способствует горизонтальному распространению знаний, позволяет узнать о себе больше.
Еще одна идея, почему diy-гинекология важна как идея — многие женщины так бедны, что они не могут позволить себе пойти в больницу и сделать анализы.
Фильм о Jelly и её автобусе.
Я посетила мастер-класс ECOSS’ 2019: Laboratori d’Ecologies queer: gènere, sexualitat i entorn, который проходил в барселонском просветительском женском центре La Bonne 24-25 октября 2019 года.
Множество самых разных инструментов, которые обычно не ожидаешь увидеть в лаборатории, были разложены на столах. Нам предстояло перевернуть объектив обычной видеокамеры для компьютера и сделать самодельный микроскоп.
Если погуглить «как сделать микроскоп», обнаруживается множество роликов. Люди придумали много «домашних» способов увеличения и записывания на компьютер изображений. Используют такие микроскопы для самых разных целей — чтобы увеличивать волшебных тихоходок, разглядывать части растений и насекомых, сравнивать коллекционные образцы песка, смотреть на собственные эритроциты или сперматозоиды. «Необычность» идеи Jelly — в том, что она предлагает изучать.
Англоязычные зины, которые сделала Jelly Pin есть в коллекции Московского женского музея!
Первый журнал «От биополитики к биотранслаборатории» рассказывает о зарождении микроскопии вообще и о появлении проекта BioTransLab, второй «Микрозин» — о том, какие биологические штучки можно исследовать и как это делать. Больше тут paulapin.net/biotranslab
https://network23.org/pechblendalab/
Методы, которые использует Jelly, абсолютно научные, для интерпретации результатов она использует фотографии из учебников и методических пособий.
В качестве образца на столе присутствует уже готовый микроскоп. его части вырезаны из металла, но на мастер-классе будет использоваться лазерная заготовка — только для красоты. На самом деле поддерживающую структуру можно изготовить для чего угодно. В но Испании нет проблем с тем, чтобы сделать распечатку на 3d-принтере или заказать лазерную резку.
Jelly показывает реагенты:
Стёкла для микроскопа.
Мазок по Папаниколау — это не что-то, что появилось в момент зарождения Вселенной. Греческий учёный-эмигрант, разработавший тест, позволяющий выявлять рак шейки матки на ранней стадии, прошел через все степени презрения и унижения на пути к признанию своего открытия.
Однако идея вооружить каждую женщину портативным набором для самоисследования вряд ли приходила ему в голову.
Также можно написать доступные инструкции:
Детали будущего микроскопа:
Зин, показывающий микроскопы, собранные ранее.
Белые модели клиторов, распечатанные на 3D-принтере.
Тут мы обсудили томографическое исследование Buisson, Foldes и Paniel 2008 года, после которого человечество впервые воочию увидело топографию клитора.
Увеличенное изображение мы будем видеть на компьютере.
Зачем пила? Не знаю, не пригодилась.
Множество других полезных инструментов было извлечено из чемоданчиков.
Мы посмотрели проекции множества изображений клиторов, вульв, топографических картинок с изображением половых органов, а также интерсекс-вариаций.
Вот наша камера:
Лайфхак в том, чтобы перевернуть объектив. После этого он начинает увеличивать.
Остаётся перепаять лампочки так, чтобы они освещали поле исследования и закрепить всё.
Лампочка:
Многие инструменты, такие, например, как паяльник или дрель — из коробки «мужских». Чтобы пользоваться ими, в России принято приглашать мужчину. Помню, как долго обсуждали фотографию, на которой норвежская женщина самостоятельно поменяла сдувшееся колесо машины. Комментаторы спрашивали: Почему же она не позвала мужчину?
Ещё немного манипуляций с проводками.
Тут хорошо видно исследовательницу:
Всё готово!
Теперь закрепляем фанеру — так, чтобы в будущем стекло с препаратом оказалось прямо над камерой.
Немного поправим:
Готово! Смотрим на пиксели!
Высоту можно регулировать:
Закрепляем конструкцию.
Новый микроскоп (теперь экспонат Московского женского музея) и его железный дедушка.
Препараты:
Налаживаем освещение:
Смотрим на клеточки.
Окрашенные бактерии для образца:
Вот и всё, теперь нужно гинекологическое зеркало, немного уверенности в себе и щеточки для забора материала.
Схема изготовления спектрометра:
На втором дне семинара:
Во время семинара в кабинет заходили женщины разных возрастов и все они проявили заинтересованность в теме.
Также Jelly обучает женщин делать другие тесты и анализы. Она доказывает, что это не так сложно в наши дни.
А теперь короткий список научного и лабораторного оборудования, который вы или ваши соседи используете, не задумываясь.
Еще 60 лет назад для того, чтобы сделать тест на беременность, требовался доктор, лягушки и терпение. Тест так и назывался — лягушачий. Сейчас вы можете просто достать тест-полоску из упаковки и вуаля — полосочки.
Тест-полоски для глюкометра распространились по России только после распада СССР.
В британских магазинах уже сейчас можно купить кит для аллергопроб на дому.
Для того, чтобы измерить давление, в прежние времена ходили в клинику или аптеку, сейчас каждый может купить себе полуавтоматический или даже полностью автоматический сфигмоманометр — хоть на локоть, хоть на запястье — и измерять давление на дому хоть каждые 5 минут.
Домашняя термометрия и домашние весы существовали не всегда.
Определить кислотность или щелочность воды в бассейне или в садовой почве с помощью индикатора, определить долю этилового спирта в растворе, измерить уровень радиации нового минерала в коллекции домашним дозиметром, приготовить что-то при помощи микроволн или спаять электросхему — обычное дело для современного человека.
Наши кухни по оснащенности значительно превосходят лаборатории былых времен, наши квартиры стерильнее многих современных больниц.
Есть люди, которые постоянно играют в кулинаров-микробиологов, изготавливая фруктовые дрожжи, овсяные кисели с пробиотиками, выращивая спирулину. Не говоря уже о химических упражнения наркоманов.
Многие дома умнее и способнее хозяев. Холодильники заняли место древних ледникиов-колодцев, бойлеры и батареи постоянно кипят, стиральные и посудомоечные машины стирают при помощи заброшенных в них реагентов.
Гречку мы запариваем не в чугунке, а готовим на электрической плите из стеклокерамики. Воду кипятим не в самоваре при помощи сапога, а в электрочайнике. Ездим не на лошади, а на машинах с искусственным интеллектом.
Компьютеры помогают нам в считанные секунды отыскать ответы на вопросы, связаться с лучшими экспертами по теме в мире, увидеть иллюстративный ряд любой проблемы.
Еще сто лет назад электричество было большой редкостью.
Наступило время, когда что угодно, включая самые уникальные книги и оружие, можно распечатать дома на 3D-принтере.
Наши обывательские навыки в узких областях выше, чем у самых опытных специалистов еще 20 лет назад.
Гора аптечных препаратов и витаминов, которая лежит у вас дома, совсем недавно изготавливалась поштучно, представляла из себя шарлатанские шарики и никто и представить себе не мог, что больные сами начнут прописывать (и с успехом) себе большинство лекарств.
Навыки самообследования и самопомощи при различных патологиях давно нормализованы.
Чудесные перевязочные средства, стоматологические устройства, унитазы, делающие всевозможные анализы — медицина и особенно лабораторная диагностика всё больше и больше вторгаются в нашу жизнь и становятся естественными её частями.
Однако по-прежнему существуют области, которые шокируют — и даже больше чем поступки передовиков самохирургии Инес Рамирес Перес, мексиканской крестьянки, выполнившей себе кесарево сечение в 2000 году, или Леонида Рогозова, того самого врача-полярника, который «в холоде сам себе скальпелем» вырезал аппендикс».
Пока мы с вами с ужасом думаем о исследовании собственного тела, Jelly Pin едет на своём зелёно-синем автобусе и пересекает границы.