В Израиле существует некоммерческая организация «Эйнена од» — «Ее больше нет» איננה עוד She’s Gone. Она держит своеобразный музей, экспонатами в котором выступает одежда жертв фемицида, начиная от детских платьиц. На этой странице — изображения с фб страницы «Её больше нет».

На странице проекта рассказывают историю каждой из жертв. Сегодня это Саламлак Тасра, убитая мужем. Саламлак, представительница общины эфиопских евреев, была сильной и самостоятельной женщиной. При разводе с первым мужем она выкупила его долю их общей квартиры, чтобы быть хозяйкой в собственном доме. Но в этой общине патриархальные традиции очень сильны, и жить без мужа — позор.

Саламлак познакомили с другим мужчиной, устроили им свадьбу. У них родились две общие дочери — и от первого брака росла дочь. Новый муж настаивал, чтобы Саламлак перевела свою квартиру на его имя и в его собственность. Она отказывалась. Он зарезал ее кухонным ножом на глазах дочерей. Саламлак было 35 лет. Сейчас ее детей растит мама Саламлак. Ее старшая дочь тоже была убита собственным мужем…

 

Видео проекта:

Статья о фемициде в Израиле, 2019 год источник

Законопроект, который изменит приговоры за убийство супруга, был одобрен юридической комиссией Кнессета несмотря на возражения Министерства юстиции. Согласно законопроекту, если убийство в семье произошло на фоне насилия со стороны супруга, это будет являться смягчающим обстоятельством.

До сих пор, приговор по любому случаю убийства в семье, независимо от того, было там насилие или нет, приводил к пожизненному заключению. В соответствии с предлагаемыми изменениями в законе, если убийца на протяжении многих лет терпел насилие и издевательства со стороны жертвы (в большинстве случаев – жена со стороны мужа), максимальный срок тюремного наказания может быть ограничен 15 годами.

В ситуации, когда убийца на протяжении многих лет проявлял насилие и издевательства по отношению к жертве (в большинстве случаев – муж по отношению к жене), это будет являться отягчающим обстоятельством и наказываться пожизненным тюремным сроком.

Эти два предложения являются составной частью реформы Министерства юстиции, направленной на борьбу с насилием в семье вообще и насилием против женщин в – частности. Далее, законопроект будет передан на голосование в Кнессет. Предполагается, что закон получит одобрение большинства депутатов на внеочередном пленарном заседании Кнессета, и войдет в свод законов Государства Израиль.

В феврале Министерство юстиции выразило решительные возражения против вышеупомянутых предложений в том виде, в каком их хотят видеть парламентарии, по причине возникающего неравенства. В Минюсте отказываются классифицировать преступления по гендерному признаку, а поскольку это выглядит весьма проблематично с конституционной точки зрения, вряд ли этот закон пройдет проверку БАГАЦем.

В частности, министерство протестовало против определения убийства мужьями своих жен, как убийства при отягчающих обстоятельствах, поясняя, что только преступления, которые наносят ущерб моральным и нравственным ценностям, не связанным с причинением смерти (например, теракты), могут определяться, как преступления, совершенные при отягчающих обстоятельствах.

Однако группа парламентариев во главе с депутатом Михаль Розин (МЕРЕЦ) обусловила принятие реформы включением этого параграфа, хотя и согласилась с должностными лицами Министерства юстиции, что формулировка должна оставаться гендерно нейтральной. Розин назвала обсуждаемые предложения «беспрецедентными в израильском законодательстве», добавив, что они представляют собой «критический шаг в искоренении насилия по отношению к женщинам».

После заседания комиссии она сказала: «Гендерное насилие – это не приговор судьбы, а социальное явление, связанное с агрессией мужчин по отношению к женщинам, которую нельзя игнорировать при рассмотрении дела об убийстве». В последнее время все чаще и чаще с высоких трибун стал звучать термин «фемицид», обозначающий такое тревожное явление, как участившиеся убийства женщин.

«ХаАрец» несколько дней назад рассказал об удивительном человеке – иерусалимском эксперте, докторе Шалве Вайль. Старший научный сотрудник НИИ инноваций в образовании при Еврейском университете, она говорила о фемициде на трех заседаниях ООН и в нескольких европейских парламентах, создала национальные наблюдательные организации в двух странах Восточной Европы и помогла создать Европейскую комиссию по фемициду. Но есть одно место, где ее не просили поделиться своим опытом. Это Кнессет.

Фото из проекта She’s Gone

«За исключением одного или двух парламентариев – и это, разумеется, женщины, будто бы эта проблема касалась лично «их», а не общества в целом, – правительство и Кнессет проигнорировали проблему фемицида в Израиле», – с сожалением констатирует Вайль. Она добавляет, что можно предотвратить убийства, если знать мотивы, которыми руководствуется убийца, и тогда «можно вмешиваться в различные культурные контексты и обрисовать профиль среднестатистического убийцы. Фемицид можно остановить».

Ли Ярон, «ХаАрец», М.К. К.В.

Поделиться