Алис Ги — одна из первых режиссёров в мире, автор первого фантастического фильма.

Материалы проекта «Один день — один фильм«, который Екатерина Бахренькова вот уже несколько лет делает для Месяца женской истории.

#месяцженскойистории2019
#womenshistorymonth2019
#ОдинДеньОдинФильмОЖенщинах

2019

1.3.2019

Привет! Третий год в месяц женской истории ежедневно выходит рубрика #ОдинДеньОдинФильмОЖенщинах. Поначалу казалось, что фильмов о женщинах столько не наберётся — это же 31 фильм. Но постепенно одни фильмы ниточкой тянули за собой другие фильмы, одни женские имена подсказывали другие имена. Это действительно невидимый, потерянный мир, который нужно заново открывать. И в этом месяце фильмы будут уже не только о женщинах, но и снятые исключительно женщинами. В первый день месяца женской истории давайте посмотрим удивительный фильм легендарной феминистской режиссёрки Салли Поттер «Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик» (1988). В конце 80-х годов 20 века Салли Поттер удалось поговорить с советскими кинематографистками о женщинах в кино. Эта удивительная картина без единого режиссёрского комментария, с прямой речью, которую вы вряд ли когда-то слышали, где Кира Муратова произносит: «У нас же патриархат».

В фильме участвуют Кира Муратова, Наталья Рязанцева, Инна Чурикова, Лана Гогоберидзе, Нонна Мордюкова, Майя Туровская.

«Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик»
(I Am An Ox, I Am A Horse, I Am A Man, I Am A Woman )
Режиссёрка: Салли Поттер
1988
Великобритания

Лана Гогоберидзе и Майя Туровская говорят на английском языке. Перевод их слов ниже.

Лана Гогоберидзе (00:04:00) говорит о том, что хочет снимать женское кино, по которому понятно, что кино сделано женщиной. Однажды ей сказали, что она сняла настоящее мужское кино, думая, что говорят комплимент. Но для неё это не было комплиментом. Поэтому с тех пор она особенно старается, чтобы фильмы были её самовыражением именно как женщины.
(00:09:00) Режиссёрская работа требует от тебя полной самоотдачи. Когда я делаю фильм, снимаю и монтирую, меня вообще не бывает дома. Конечно это создаёт трудности, но это хорошие трудности, потому что работа очень интересная и из-за этого проблемы перестают быть настолько важными.
(00:40:30) женщины должны делать что-то своё в искусстве, так как женская точка зрения на всё сильно отличается от мужской. Одно из ключевых отличий женщины от мужчины — это возможность быть матерью. Моя мать была арестована и провела в заключении 12 лет, когда я её потеряла, мне было 5 лет, когда она вернулась, мне было 17. Мне пришлось заново знакомиться со своей матерью, она была незнакомым мне человеком. Когда я родила свою первую дочь, я почувствовала не просто счастье, а то, что я как бы закончила своё высказывание. Проблемы начинаются, когда женщине приходится делить себя на части, между работой и семьёй.

Майя Туровская.
(00:07:00) Говорит о тяжёлом быте, домашних обязанностях, которые есть у российских женщин, в том числе женщин, которые занимаются кинематографом. Быт не устроен и отнимает не только силы, но и время, намного большие, чем он отнимает у мужчин. Это также отражается в фильмах.
(00:12:00)
20-е годы (20 века) были временем женского освобождения. Освобождение шло в двух направлениях. Профессиональном — женщины получили равные права с мужчинами и пришли во многие профессии, стали независимы. Второе направление — сексуальное освобождение, женщины могли жить с мужчинами без брака и иметь детей без мужа. В 30-х годах стало по-другому. Профессиональная тема и тема независимости осталась, но тема сексуальной свободы ушла из литературы и кино. Появилась тема единственной любви, к одному мужчине и одна семья. Так выглядела женщина в 30-е. А в профессии женщины преуспевали, женщины хотели стоять на своих ногах. В 40-х была важна фигура сильной женщины. Это было время войны, и в военное время в кино и литературу пришёл образ женщины-матери. Такой образ очень важен для русской культуры. Родина — женского рода. Образ и символ страны на экране выражался через образ матери, которая должна спасать своих детей. После войны, после Сталина, в 50-е годы было освобождение искусства.
Во время войны, когда мужчины были на фронте, женщины оставались одни а фабриках, в полях, они делали всю работу. Тогда появилась поговорка «я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик».

2.3.2019

«Призраки в нашей машине» — фильм канадской документалистки Лиз Маршал с актёрским составом, состоящим из животных и людей. Фильм показывает работу Джо-Энн МакАртур — фотожурналистки и активистки за права животных. В течение года камера следовала за МакАртур и фиксировала её работу над фотокнигой с портретами животных, которых она зачастую фотографирует нелегально. Джо-Энн МакАртур называет свою работу военной журналистикой и признаётся в фильме, что страдает ПТСР (пост-травматическим стрессовым расстройством) от постоянного столкновения со страданиям животных. Отличительной особенностью этого фильма о невидимых жизнях животных, проносимых в жертву машине человеческого мира, называют то, что он снят без шокирующих кадров, что совершенно не влияет на его идею. Фильм сопровождает сайт с большим количеством дополнительных материалов — https://www.theghostsinourmachine.com/

«Призраки в нашей машине»
(The Ghosts in Our Machine)
Режиссёрка — Лиз Маршал
2013
Канада

4.3.2019

Американка Дженифер Фокс с детства знала, что будет заниматься кино. Она смимала документальное кино более тридцати лет, когда ей пришла идея снять фильм, в основе которого лежит её собственный опыт и воспоминания о сексуальном насилии, пережитом в детстве. Так Фокс сняла свой первый художественный фильм «Рассказ», при работе над которым использовала приёмы документалистики. То что получилось, она называет отдельным видом художественного кино — issue-based-fiction, «проблемным художественным кино» или «художественным кино, сфокусированном на проблеме». В основу сценария, который также написала сама Дженифер Фокс, лёг её реальный «Рассказ», написанный в 13 лет, который, как и в фильме, был случайно найден матерью режиссёрки. Дополнительно Фокс использовала свои дневники и расшифровки разговоров со всеми участницами и участниками тех событий, с которыми специально встретилась после обнаружения «Рассказа». Главную героиню также зовут Дженифер Фокс и она документалистка. Другие имена и узнаваемые обстоятельства изменены. Команда Дженифер Фокс привлекла к работе над фильмом экспертов и консультантов по вопросам ментального здоровья, права, сексуального насилия, здоровья, а также женщин и девочек для того, чтобы сделать каждую сцену фильма достоверной. Во взаимодействии со специалистками также сделан сайт фильма, thetalemovie.com, на котором есть рекомендации о самопомощи, ссылки и информацию о проблеме, о том, куда обращаться и как найти помощь и многое другое.
Ещё на сайте фильма можно скачать брошюру с материалами для организации домашнего просмотра и обсуждения.

Трейлер фильма — https://www.facebook.com/amediateka/videos/1975082882565395/
Разместить фильм в открытом доступе сейчас невозможно. Вы можете поискать его на торрентах и, например, на амедиатеке.

Также хочется отметить, что фильм снят очень бережно и показывает важную перемену в фокусах фильмов о насилии и его последствиях. Если раньше фильмы сосредотачивались на описаниях фактов насилия и демонстрации страданий, то сейчас на первом плане позиция пострадавших, их чувства, переживание и проживание последствий.

Рассказ
(The Tale)
Режиссёрка: Дженифер Фокс
2018
США

3.3.2019

Фильм Дарьи Басалаевой «Особый резон» о Янке Дягилевой.

«Особый резон»
Режиссёрка: Дарья Басалаева
2006
Россия

5.3.2019

«Дочери пыли» (режиссёрка Джули Дэш) — первый фильм, снятый женщиной-афроамериканкой, получивший национальный прокат в США. Важнейший фильм чёрного феминизма. Фильм рассказывает о большой семье галла. И четырёх поколениях женщин этой семьи — очень разных, с разными стремлениями, разным образом жизни, со стремлением изменить свою жизнь и сохранить свои традиции. Галла — субэтническая группа афроамериканцев, сформировавших особый язык и особую культуру, включающую в себя африканские традиции. Повествование фильма идёт очень непривычно, нелинейно. Так Джули Дэш противостоит мужской западной манере повествования. История рассказывается так, как звучат истории галла.

Дочери пыли
(Daughters of the Dust)
Режиссура и сценарий: Джули Дэш
1991
США

6.3.2019

О женщинах-наркопотребительницах говорят мало. Специфическими проблемами женщин, связанными с наркопотреблением и положительным ВИЧ-статусом, занимаются ещё меньше. Фильм Анны и Лизы Мексин рассказывает три истории об украинских женщинах из Одессы, Днипро и Полтавы (программы заместительной терапии, показанные во второй истории, в России отсутствуют)

БАЛКА — Женщины, наркотики и ВИЧ в Украине.
Режиссёрки: Анна Мексин, Лиза Мексин
2010
Украина, США

Больше о женщинах и наркополитике.

Ассоциация «Е.В.А.», первая в России негосударственная сетевая организация, созданная в защиту женщин, затронутых ВИЧ-инфекцией и другими социально значимыми заболеваниями — https://evanetwork.ru/ru/

7.3.2019

Как-то привычно, что в стендапе высмеивают женщин. Исключения бывают редко.
Ханна Гэдсби — австралийская писательница и комикесса, открытая лесбиянка, сделала из стендапа мощное политическое высказывание о своей жизни и своём опыте.
(перевод к сожалению местами не очень точный)

Нанетт
(Nanette)
Ханна Гэдсби
2018
Австралия

8.3.2019

Ольга Ходатаева — режиссёрка, сценаристка и художница мультипликационного кино. «Грозный Вавила и тётка Арина» — советский культурфильм о выдёргивании женщин из пут гнетущего была и объединении с другими женщинами: C 8 марта! Пойдёмте же на собрание!

«Грозный Вавила и тётка Арина»
Режиссура: Ольга Ходатаева, Николай Ходатаев
Сценарий: Николай Ходатаев, Ольга Ходатаева
1928
СССР

 

9.3.2019

Фильм о нескольких выдающихся современных украинских феминистках — Оксане Кись, Татьяне Исаевой, Ольге Жуковой, Марте Чумало, Марие Дмитриевой, Анне Шарыгиной
Язык — украинский, есть субтитры на русском.

Феминистка: вчера, сегодня, завтра
(Феміністка: вчора, сьогодні, завтра)
Режиссура и сценарий: Анастасия Кириченко, Светлана Григорянц
2018
Украина

10.3.2019

Голландка Марлен Горрис начала писать сценарии в 30 лет. Свой первый сценарий она предложила бельгийской феминистской режиссёрке Шанталь Аккерман, на что та предложила Горрис снять фильм самой. Так появился режиссёрский дебют Марлен Горрис «Молчание Кристины М.», ставший феминистской классикой. Фильм об одновременной согласованной реакции незнакомых обычных женщин на давление мужского патриархатного мира. И реакции мужчин, притворно стремящихся понять произошедшее, но на самом деле убеждающих себя в том, что эти женщины всего лишь сумасшедшие.
И про смех женщин, непостижимый и раздражающий.

Молчaниe Кpиcтины M.
(Dе stiltе rоnd Сhristinе М…)
Peжиccурa и cцeнapий: Мaрлeн Гoрpиc
1982
Нидерланды

12.3.2019

Алис Ги (Алис Ги-Блаше) является первой женщиной-режиссёром художественного кино. Её первый фильм «Капустная фея» длится одну минуту и был снят в 1896 году, то есть через год после выхода первого в истории кинофильма.

Первой российской кинорежиссёркой является Ольга Преображенская, которая, как и многие кинорежиссёрки того времени, начинала театральной, а позже кино-актрисой. Первый фильм Ольги Преображенской «Барышня-крестьянка» вышел в 1916 году и не сохранился. Самым старым сохранившимся фильмом, снятым в России женщиной, является, судя по всему, «Сказка весеннего ветра» Ольги Рахмановой (1918).

Наиболее значительным из первых фильмов российских женщин можно назвать «Бабы рязанские», снятый Ольгой Преображенской. Фильм снят по сценарию учительницы Ольги Вишневской, в основе которого реальные события, о которых она узнала во время своей краеведческой работы в Рязанской губернии. Фильм был снят в родном городке сценаристки и содержит помимо постановочных документальные сцены крестьянской жизни, в которых засняты настоящие жители тех мест. В фильме также использована найденная во время съёмок традиционная одежда. Женская крестьянская доля, быт и условия работы в сочетании с канонической пантомимой немого кино. В 2008 году фильм был восстановлен и озвучен французскими специалистами.

Проект о пионерках кинематографа (англ.) — https://wfpp.cdrs.columbia.edu/pioneer

«Бабы рязанские»
Режиссёрка — Ольга Преображенская, сорежиссёр — Иван Правов
Сценарий — Ольга Вишневецкая, Борис Альтшуллер
1927
СССР

13.3.2019

Маргарет Тейт (Margaret Tait) — шотландская поэтесса и кинематографистка. Главная кино-авангардистка Шотландии. Называла свои фильмы фильмами-поэмами.

Портрет Га —
A Portrait of Ga
1955

Where I Am Is Here
(Here and Now)
1964

Aerial
1974

Colour Poems
1974

14.3.2019

Людмила Хорунжая пишет про следующий фильм: “Ловись, рыбка” (Go fish, 1994) — фильм о лесбийской культуре в США начала 1990-ых, ставший классикой лесбийского кино. Режиссерка фильма Роуз Трош, сценарий написан Роуз Трош и Гвиневрой Тёрнер на основе своего опыта жизни в лесбийском сообществе (обе лесбиянки и состояли в отношениях во время съемки фильма). Роуз Трош и Гвиневра Тёрнер также были сценаристками “The L word”. Фильм рассказывает о компании лесбиянок, живущих вместе или поблизости друг от друга. В центре сюжета — зарождающиеся при поддержке подруг отношения двух женщин. Фильм очень лесбийский с узнаваемыми темами поиска партнерки, лесбийской идентичности и отношений с мужчинами, проблемами отношений с родителями, открытости/закрытости, флирта между лесбиянками и подробно развитой в L-word темой ограниченности сообщества, в котором многие друг с другом как минимум знакомы. Есть даже тема ногтей! Камера в фильме буквально следует за лесбийским взглядом, выхватывая детали, останавливаясь на особенно привлекательных с лесбийской точки зрения частях тела, фиксируя интерес лесбиянок друг к другу.

Лoвиcь, pыбкa
Gо FIsh
Режиссёрка: Роуз Трош
Сценарий: Роуз Трош, Гвиневра Тёрнер
1994
США

15.3.2019

Сегодня в Москве начался фестиваль Женщины. инвалидность. феминизм для женщин с инвалидностью и о женщинах с инвалидностью. Солидаризируясь с этим важным событием, предлагаем вам в эти дни смотреть фильмы о женщинах с инвалидностью. Завтра, 16 марта, на фестивале будет дискуссия о репрезентации женщин в кино с просмотром и обсуждением фильма о Хелен Келлер. Первый день фестиваля: https://youtu.be/R-8DhW7Klgs

Программа фестиваля

«Прогулка Саноры Тейлор и Джудит Батлер»: Астра Тейлор снимала фильм о современных мыслительницах и мыслителях. Одной из героинь стала Джудит Батлер, которая предложила сделать свою часть фильма в виде прогулки с Санорой Тейлор, сестрой режиссёрки, художницей и активисткой за права людей с инвалидности. Разговор получился настолько мощным, что эта часть фильма стала существовать сама про себе.

Исследуемая жизнь. Джудит Батлер.
Examined Life. Judith Butler
Режиссёрка: Астра Тейлор
2008
США

16.3.2019

В поддержку фестиваля Женщины / инвалидность / феминизм продолжаем смотреть фильмы о женщинах с инвалидностью. Записи трансляций Фестиваля смотрите на канале https://youtube.com/channel/UCIinYOVgwgsS3ov1dWcM83A

Сегодняшняя героиня, Марли Мэтлин, стала глухой через несколько месяцев после рождения. В 21 года она дебютировала в кино в роли глухой героини в фильме «Дети тишины» (альтернативный перевод названия «Дети меньшего бога»), снятом Рэндой Хейнс. В фильме также снялись другие глухие люди. За эту роль Марлин Мэтлин получила премию Оскар за лучшую женскую роль, и до сих пор она остаётся единственным глухим человеком, получившим оскара. Несмотря на то, что сюжетно фильм является достаточно банальной мелодрамой о трудностях любви, героиня Мэтлин — женщина с очень сильным характером, которая не желает подстраиваться под слышащий мир. В фильме также показано, как выглядит психологическое насилие над глухими. После фильма Мэтлин несколько лет была в насильственных отношениях со своим партнёром по этому фильму.

Дети тишины (Дети меньшего бога)
Children of Lesser God
Режиссёрка — Рэнда Хейнс
1986
США

 

17.3.2019

Сегодняшний фильм о женщинах с инвалидностью «Клеймо» снят режиссёркой Ольгой Арлаускас по сценарию Гаянэ Петросян. Фильм снят по заказу РООИ Перспектива Среди героинь фильма женщины с ментальной инвалидностью, а также матери людей с ментальной инвалидностью. В фильме звучат стихи Софьи Шаталовой, у которой тяжёлая форма аутизма.

Клеймо
Режиссёрка — Ольга Арлаускас
Сценарий — Гаянэ Петросян
2011
Россия

Записи трансляций закончившегося сегодня фестиваля Женщины. инвалидность. феминизмhttps://www.youtube.com/channel/UCIinYOVgwgsS3ov1dWcM83A

18.3.2019

Фильм феминистской режиссёрки Маргареты фон Тротта «Свинцовые времена» также известен под названиями «Марианна и Юлианна», «Немецкие сёстры». В основе фильма биографии сестёр Энсслин — Гудрун и Христианы. Обе женщины были одержимы идеями социальной справедливости, однако, способы, которыми они приближали перемены, были разными. Гудрун стала участницей леворадикальной Фракции Красной Армии (РАФ), Христиана делала феминистские акции и работала в журнале, посвящённом правам женщин. Но сюжет фильма вовсе не строится вокруг деятельности и акций РАФ, как можно было бы подумать, фильм сосредоточен на сестринских отношениях и поддержке. Гудрун Энсслин (прототип Марианны Кляйн) совершила самоубийство (была убита, согласно другой версии) в тюрьме в 1977 году. Христиана Энсслин (прототип Юлианны Кляйн) умерла в январе 2019 года, посвятив жизнь борьбе за права женщин и политических заключённых.

Свинцовые времена (Марианна и Юлианна, Немецкие сёстры)
Die bleierne Zeit (Marianne and Juliane, The German Sisters)
Режиссёрка — Маргарета фон Тротта
Сценарий — Маргарета фон Тротта
1981
ФРГ

19.3.2019

В фильме «Саамская кровь» глазами саамской девочки показана политика Швеции в отношении саамов в 30-х годах 20 века. Расизм, насильственная ассимиляция с одновременным отказом в достойном отношении и отсутствие возможности получить полноценное образование. Срежиссировала фильм по собственному сценарию шведка Аманда Кернелл, саами со стороны отца. Героини фильма говорят на шведском и северосаамском языках. Саамские этнические земли находятся на территории Норвегии, Швеции, Финляндии и России. В России правами коренных народов Севера и оказанием им помощи занимается Центр содействия коренным малочисленным народам Севера (http://www.csipn.ru), признанный в 2015 году иностранным агентом.

Cаамская кровь
Sami Blod
Режиссёрка: Аманда Кернелл
Сценарий: Аманда Кернелл
2016
Швеция, Дания, Норвегия

20.3.2019

Этот фильм из тех, что получают мало перепостов. Но женская история — это не только история успеха и счастливых преодолений, это также история и истории женщин, у которых не было и нет возможностей и прав. Около 14 лет польская документалистка Ханна Полак снимала жизнь девочки Юли, проходившую на московской свалке, самой большой свалке Европы. В русскоязычном интернете фильм распространился в сокращённом варианте и известен как «Девочка, живущая на свалке», тогда как оригинальное его название «Человек живёт для лучшего», а длительность 98 минут.

Человек живёт для лучшего
Something better to come
(сокращённая версия)
Режиссура, сценарий, камера — Ханна Полак
Польша, Дания
2014

21.3.2019

Дарья Жук — беларуская режиссёрка, училась и живёт в США. Наверняка вы видели или слышали про её недавний фильм «Хрусталь», снятый почти полностью женской командой, о молодой женщине, стремящейся к свободе в Америку из тягучей постсоветской Беларуси. Короткометражка «Настоящая американка» тоже о 90-х, студентка по обмену из бывшего СССР живёт в американской семье. В интервью Дарья Жук говорит, что ей важно, чтобы вместе с ней снимала женщина-оператор.

«Настоящая американка»
The Real American
Режиссёрка — Дарья Жук
США, Беларусь, Россия
2015

22.3.2019

Маргерит Абуэ родилась в Абиджане, Кот-д’Ивуар, а в 12 лет она переехала во Францию.
Вдохновившись успехом «Персеполиса» Маржан Сатрапи, Маргерит Абуэ увольняется из юридической конторы, чтобы написать комикс о жизни в Абиджане глазами девушки Айи. Комикс (во франкоязычном мире комиксы называют «банд-диссине») не является автобиографическим, но в нём отражены воспоминания детства, проведённого в Абиджане.
С 2005 по 2010 вышло 6 выпусков «Айя из Йопугона».
В 2011 году выпущен одноимённый фильм, сделанный в соавторстве с Клеманом Убрери, художником комикса.

Айя из Йопугона
Aya de Yopougon
Режиссура и сценарий Маргерит Абуэ и Клеман Убрери
Франция
2013

 

23.3.2019

Вивиан Цюй родилась в Пекине, училась в США, а потом вернулась в Китай с целью развивать независимый китайский кинематограф. Спродюссировав несколько фильмов, Цюй начала снимать сама как режиссёрка и сценаристка. Фильм «Ангелы носят белое» (дословный перевод с китайского «Карнавал») о женщинах и сосредоточен вокруг историй несовершеннолетних девушек, соприкоснувшихся в момент преступления, — две пострадали от преступления, а ещё одна — видела преступника.

Ангeлы нocят бeлoe
Jiā Nián Huá
Режиссёрка — Вивиан Цюй
Сценарий — Вивиан Цюй
Китай, Франция
2017

24.3.2019

Польская документалистка Кристина Грычеловска училась в московском ВГИКе. В Польше она присоединилась к Варшавской студии документального кино, где с 1950-х годах формировалась «польская школа» документального кино, представительницей которой она является. Фильмы Кристины Грычеловски, показывают жизнь работниц, крестьянок и пожилых людей. Грычеловска никогда не хотела снимать художественные фильмы, считая, что документально кино интереснее и богаче, оно позволяет замечать то, что было скрытым. Сайт об истории польских женщин-режиссёров документального кино — https://womenundercommunism.com/ (англ.)

«24 часа Ядвиги Л.» — фильм о женщине с 3 детьми, работающей в ночную смену на заводе.
В фильме «Наши знакомые из Лозди» три поколения женщин — работниц текстильной фабрики. Выйдя почти сразу после забастовки ткачих 1971 года, фильм стал политическим высказыванием.

24 часа Ядвиги Л.
24 godziny Jadwigi L.
Постановка — Кристина Грычеловска/Krystyna Gryczełowska
Польша
1967

Наши знакомые из Лодзи
Nasze znajome z Łodzi
Постановка — Кристина Грычеловска/Krystyna Gryczełowska
Польша
1971

25.3.2019

Шерин Дабис родилась в Америке, её отец — палестинец, а мать — иорданка. Каникулы она проводила в Иордании, ездила в Палестину. С началом Войны в Персидском заливе Шерин Дабис наблюдала, как изменялось отношение к ней, к её семье, к мигрантам с Ближнего Востока. Дабис решила, что кино может сделать больше, чем политика. Её первый полнометражный фильм «Амрика» о разведённой женщине, которая решается эмигрировать из Палестины в США, стремясь к лучшей жизни для своего сына и для себя. В фильме присутствуют автобиографические элементы: отец Шерин — врач, потерявший клиентов после начала войны в Персидском заливе, её семья получала угрозы.

Aмpикa
Amreeka
Режиссура и сценарий: Шерин Дабис
США, Канада, Кувейт
2009

26.3.2019

Лукресия Мартель — представительница аргентинского нового кино.
Фильм «Женщина без головы» через образ женщины среднего класса, находящейся в сильном душевном потрясении после аварии, аллегорически показывает социальную несправедливость аргентинского общества, отсутствие ответственности за последствия экономического и социального расслоения, покрывательство и смутное преходящее чувство вины за происходящее. Музыка 70-х, по словам режиссёрки, отсылает ко временам диктатуры.

Женщина без головы
La mujer sin cabeza
Режиссура и сценарий: Лукресия Мартель/ Lucrecia Martel
Аргентина, Франция, Италия, Испания
2008

27.3.2019

Надя Эль Фани — франко-тунисская кинорежиссёрка, снимающая преимущественно документальное кино о правах человека, правах женщин. Покинула Тунис в 2002 году из-за диктатуры Бен Али и угроз набирающих вес исламистов. В 2011 году вернулась в Тунис во время революции в том числе для съёмок фильма о ней, о гражданских активист(к)ах, боровшихся за свободу, за свободу совести и секуляризацию тунисского общества. Получившийся фильм Надя Эль Фани назвала «Ни Аллаха, ни господина», и после его выхода тунисские исламисты добились запрета всех фильмов Нади Эль Фани в Тунисе. Запрет был снят в 2017 году. О том, как был принят фильм «Ни Аллаха, ни господина», что ей пришлось испытать после его премьеры во Франции и попытки показать его в Тунисе, Надя Эль Фани сняла отдельный фильм «Даже не больно». В этом фильме режиссёрка проводит параллель между своей личной борьбой с раком и политической борьбой с раком исламского фундаментализма. Субтитры, увы, какие есть, но лучше, чем никакие.

Даже не больно / Même pas mal
Режиссура: Надя Эль Фани/Nadia El Fani и Алина Изабель Перес / Alina Isabel Pérez
Сценарий: Надя Эль Фани
Франция
2012

28.3.2019

В мае в российский прокат выходит фильм Чании Баттон «Вита и Вирджиния» об отношениях Виты Сэквилл-Уэст и Вирджинии Вулф. В ожидании этого события предлагаем посмотреть самую первую киноадаптацию произведений Вирджинии Вулф — телефильм «Волны», снятый голландкой Аннет Апон к 100-летию со дня рождения Вирджинии Вулф.

Волны / Golven
Режиссура: Аннет Апон /Annette Apon
Сценарий: Аннет Апон по роману Вирджинии Вулф

29.3.2019

Людмила Хорунжая пишет о следующем фильме: Шерил Дьюни (родилась в 1966) — американская режиссёрка, сценаристка и актриса родом из Либерии. Шерил — лесбиянка, и в своих работах исследует вопросы расы, сексуальности и гендера. Особенно ее интересует тема афроамериканских лесбиянок. Первый полнометражный фильм Дьюни “Женщина-арбуз” (The Watermelon Woman, 1996) — псевдодокументальный фильм, посвященный истории афроамериаканских женщин и лесбиянок в кинематографе. Это первый фильм об афроамериканских лесбиянках, сценаристкой и режиссёркой которого была афроамериканская лесбиянка. Шерил сыграла в фильме саму себя. “Женщина-арбуз” рассказывает о создании фильма, посвящённого судьбе и карьере Фей Ричардс — вымышленной афроамериканской актрисы кино 1930-ых гг. в США, и одновременно о трудностях, с которыми сталкивается при поиске информации о ней молодая афроамериканская режиссёрка-лесбиянка. Параллельно истории талантливой актрисы 1930-ых, которая была в отношениях с белой режиссеркой и снималась в ее фильмах о несправедливости расизма только в роли служанки или mammie (черной женщины, которая жила в белой семье и заботилась об их детях), разворачивается роман самой Шерил с белой лесбиянкой. Этот сюжет привлекает внимание к “доброкачественному расизму” (benign racism) белых либералов, чья поддержка и жесты сострадания к чернокожим людям больше связаны с тщеславием, чем с реальным уважением. Так, подруги Шерил скептичны к её отношениям с белой женщиной, указывая Шерил, что белая женщина относится к ней как к фетишу. Фильм ставит акцент на чёрной идентичности и идентичности чернокожих лесбиянок, утверждая ценность и уникальность культуры чернокожих лесбиянок: “Если ты действительно “в семье” (черных и лесбиянок), ты должна понять, что только мы есть друг у друга” (If you really are in «the family,» you better understand that our family will only have each other.).

Женщина-арбуз / The Watermelon Woman
Режиссура и сценарий: Шерил Дьюни/Cheryl Dunye
США
1996

30.3.2019

Гет — разводное письмо у евреев, которое муж должен дать жене, чтобы развод состоялся.
Фильм «Гет» (другое название «Гет. Процесс Вивиан Амсалем») — абсурдистская и политическая лента о бракоразводном процессе, действие которой происходит в равинатском суде. Муж, не желающий отдавать власть, мужчины, не понимающие, почему можно хотеть разводиться с человеком, который не бьёт и обеспечивает, и суд равинов (мужчин), которые хотели бы, чтобы всё решилось как-то спокойно, все они против желания женщины получить во что бы то ни стало свободу, просто так, свободу для себя. «Гет» завершает трилогию, снятую сестрой и братом Элькабец, о Вивиан Амсалем (её играет режиссерка Ронит Элькабец). Прототипом главной героини стали их мать, которая никогда не просила гет.

Гет / Gett
Режиссура, сценарий — Ронит Элькабец, Шломи Элькабец
Израиль, Франция, Германия
2014

(если субтитры автоматически не включились, надо их включить вручную)

31.3.2019

Сюзан Питт — мультипликаторка, художница, сюрреалистка. Феминистская, даже эко-феминистская, анимация о творчестве и самовыражении, о безысходности и возвращении к жизни. Сюзан Питт рисует анимацию вручную. И ещё фильм о творчестве Сюзан Питт. Без перевода, но с возможностью подсмотреть за процессом создания анимации.

Спаржа / Asparagus
Режиссура, сценарий — Сюзан Питт/Suzan Pitt
США
1979

Улица радости / Joy street
Режиссура, сценарий — Сюзан Питт/Suzan Pitt
США
1995

Suzan Pitt: Persistence of Vision
Режиссура — Блю Крэнинг, Лора Крэнинг
США
2006

Поделиться
Tags :